Реинкарнация (Hereditary), 2018
Режиссер короткометражек Ари Астер снял свой первый полный метр «Реинкарнация» в жанре психологического хоррора и семейной драмы.
Сюжет
Картина повествует о семействе Грэхем, в котором умирает бабушка Элен, что даёт начало расколу между родственниками. Мать творческой Энни, которую играет Тони Коллетт, своим давлением мучила ее всю жизнь, к старости же к несносному характеру прибавилась деменция. Дочь до последнего дня терпела сложные отношения с матерью, потому, после ее смерти ощутила не только горе, но и освобождение. Муж Стив и шестнадцатилетний сын Питер, роль которого исполнил Алекс Вульф, довольно равнодушно восприняли кончину представительницы старшего поколения. Однако тринадцатилетняя Чарли, в исполнении Милли Шапиро, болезненно отнеслась к утрате любимой бабули.
В попытке пережить трагедию художница погружается в работу и готовится к арт-выставке. Но самостоятельно справиться с горем у нее не получается, и она вступает в группу, оказывающую психологическую помощь людям, которые страдают от гибели близких. На сеансах миссис Грэхем постепенно раскрывает непростую историю своей родословной, рассказывает о матери, ужасной гибели отца и суициде брата-шизофреника. Также художница знакомится с дружелюбной Джоан, проявляющей к ней искреннее сочувствие и участливость.
Вскоре в вещах почившей матери Энни обнаруживает демонические и колдовские книги. В это же время некто оскверняет могилу старушки, а дети попадают в автомобильную аварию, в результате которой один погибает. При встрече новая знакомая Джоан предлагает провести спиритический сеанс и установить связь с покойной, чтобы та раскрыла тайны, оказывающие трагически-мистическое влияние на существование семьи на протяжении не одного поколения.
Смысл фильма
Кинолента «Реинкарнация» открыта для интерпретаций. С одной стороны, учитывая очевидные психические расстройства, присутствующие у всех героев, наблюдаемое вполне может быть плодом их больного воображения. Все персонажи в большей или меньшей степени страдают депрессией. Энни посещает сеансы групповой терапии, рассказывает о психических проблемах своих родственников, о суициде отца и брата-шизофреника, а также о матери с диссоциативным расстройством личности. Сама героиня страдает тревожностью, попеременным горем и чувством вины, а свои эмоции выражает, создавая жутковатые модельные фигурки. Питер винит себя за гибель сестры и подсознательно наказывает самоповреждением. Стив же просто апатичен и тихо депрессивен. Таким образом, явления, происходящие в этой глубоко нездоровой семье, можно растолковать как созданные их собственной травмированной психикой.
Однако, судя по комментариям режиссера, «официальная» версия всё же иная и трактовать показанные события следует буквально. Первые кадры намекают зрителю на то, что действующие лица являются всего лишь куклами, управляемыми чем-то или кем-то извне. Также, как утверждает Ари Астер, то, что героиня мастерит миниатюры есть метафора сложившейся ситуации. Персонажи просто последовательно проживают то, что им предначертано, без права что-либо изменить, а исход всей истории является вполне закономерным.
Всё началось, когда Элен по молодости не в меру увлеклась оккультизмом и спиритизмом и начала поклоняться Пеймону – князю ада. Став главой секты, она совместно с другими сектантами одержимо пыталась возродить демона, чем и обрекла свой род на неизбежный трагический конец. Первая попытка женщины вселить дух древнего бога в своего сына не увенчалась успехом и закончилась его самоубийством. Далее Элен заставила дочь рожать мальчика против ее воли, так как ей требовалось молодое мужское тело, связанное с ней кровными узами. Желая использовать внука, но находясь на дистанции от него, бабушка была близка с Чарли, которая и стала временным пристанищем демона.
В сцене, когда брат и сестра направляются на вечеринку, они проезжают мимо столба с изображением символа культа (такой же кулон носила бабуля). Именно на этом месте на обратном пути девочке отбивает голову. Гибель Чарли не только была заранее спланирована и неминуема (не зря в кинофильме присутствует повторяющийся мотив обезглавливания), но также способствовала грандиозному раздору между родными, что пошло только на руку секте и дьявольским силам.
Появление Джоан тоже неслучайно. Она оказывается участницей секты и вместе с остальными последователями продолжает начатое покойной старушкой дело и занимается переносом злого духа. Джоан хитрит, подсовывает отчаявшейся матери заклинание на совершение темного ритуала и высвобождение нечистой силы. Войдя по приглашению в дом, демонический дух начинает преследовать свою главную цель – Питера. Когда парень выпрыгивает из окна, нечисть вселяется в него, а затем в домике на дереве происходит коронация. Миссия древнего инфернального бога выполнена – Пеймон обрел молодое мужское тело и может повелевать душами. В результате зло победило, а семейство Грэхем, благодаря стараниям старшей родственницы, уничтожено.
Характеристика героев
Элен – властная и мрачная представительница старшего поколения с тяжелым характером, под чьим гнетом существовали все члены семьи вплоть до самой ее смерти. Вырастила недолюбленных детей с нарушенными личными границами и затаенными глубоко в душе обидами.
Энни – мать семейства с многочисленными психологическими травмами, уходящими корнями в детство. Большую часть жизни контролируемая жесткой матерью, даже в вопросах рождения детей. Работает художницей, создает миниатюры домов и фигурки людей.
Стив – отец семейства. Тихий и спокойный мужчина, не вступающий в конфликты и стремящийся сохранить мир в семье. Работает врачом-психиатром.
Питер – старший сын. Парень шестнадцати лет, обычный подросток, желающий оторваться на вечеринке и пообщаться с понравившейся девушкой.
Чарли – младшая дочь. Странная и замкнутая девочка тринадцати лет, которая общению со сверстниками предпочитает жутковатые занятия, например, отрезание голов голубям. Самым близким и понимающим человеком для нее является бабушка.
Заключение
Дословно фильм переводится как «Наследственность», и главная его тема — это семейные узы. От семьи и родословной никто сбежать не может, даже если больно, горько и одиноко, а за действия и ошибки старшего поколения отвечает младшее. Затаенные обиды героев, отсутствие попыток понять родного человека и их неумение разговаривать друг с другом дают почву для скандалов и взаимной ненависти. Всё это в итоге приводит к тотальному непониманию, недоверию и конечному родственному расколу.
Режиссер Ари Астер также делает акцент на безысходности, атмосферой которой пронизан весь фильм. Герои «Реинкарнации» будто живут в кукольном домике и собственной жизнью не распоряжаются. Упомянутый в картине древнегреческий фатализм есть намек на неизбежность судьбы и предопределенность будущего. На протяжении всего фильма героями, как куклами, манипулируют потусторонние силы, каждый раз доказывая, что любые их инициативы бесполезны.
Это был один из самых страшных фильмов, которые я когда-либо видел. У меня мурашки по коже, когда я думаю о нем.
Несколько фрагментов сюжета, мне показалось, не совсем подошли друг к другу, но я не думаю, что они были сюжетными дырами как таковыми.
Я не совсем понял, как бабушка, дочь и сын связаны друг с другом…и мама, если уж на то пошло.
Запоминающийся, но и разочаровывающе запутанный фильм…
Попытка Астера соединить психологическую драму в стиле "Осенней сонаты" с сатанинским заговором в стиле "Ребенка Розмари" кажется непоследовательной. Эта смесь постоянно подрывает, а не усиливает друг друга, особенно когда речь идет о страдающей от чувства вины Энни Коллетт.
Проблема, как мне кажется, заключается в том, что фильм состоит исключительно из разоблачительных монологов: вступительная надгробная речь Энни, история семьи, которую она рассказывает группе поддержки, и ее история о том, как она чуть не подожгла себя и детей. Если исключить эти монологи, фильм состоит в основном из внешних угроз, а заканчивается он в таком потрясающем месте, что генетическая предрасположенность и воспитание кажутся неважными.
Отличная сцена, связывающая все с кукольным домиком с самого начала. Люди из культа — просто куклы, и Паймон с самого начала руководит ими.
Сценарист сказал, что все как раз наоборот.
Трагедия в том, что семья никогда не была под чьим-то контролем. Секта использовала силы, которыми их наделил Паймон, чтобы контролировать их. Младшая сестра с самого начала была Паймоном (помните, как она отрезала голову у мертвой птицы?), но Паймон желает мужского тела (помните, как ведьма сказала мальчику "убирайся!". — она хотела, чтобы его душа покинула это тело). Все это было устроено для того, чтобы Паймон мог войти в тело мальчика.
Паймон не управляет другими сам, он наделяет этой силой тех, кто его вызывает. Он также не контролирует сосуды, в которые вселяется, но они проявляют его черты.
Например, девочка издает этот кудахчущий звук почти непроизвольно. После того как мальчик выпрыгивает из чердачного окна в кусты, когда он лежит там, над ним проходит тень, которая, кажется, вытесняет его душу. Затем в его тело проникает свет. Он встает, и первое, что он делает, это издает тот же звук, похожий на кудахтанье.
Читая "Малый ключ Соломона" и другие гримуары, такие как Dictionnaire Infernal или Liber Officiorum Spirituum, мы можем узнать кое-что о Паймоне: