Думаю, как всё закончить (I’m Thinking of Ending Things), 2020
«Думаю, как всё закончить» — это сюрреалистическая драма режиссёра Чарли Кауфмана, основанная на одноимённом романе Йена Рида.
Сюжет
Теоретически история повествует о молодой женщине — Люси. Несмотря на неуверенность в своих отношениях, она отправляется в путешествие со своим новым парнем Джейком на его семейную ферму. Оказавшись там во время снежной бури вместе с матерью и отцом Джейка, девушка начинает сомневаться во всем, что она знала или понимала о своем парне, мире и себе.
По мере развития сюжета реальность начинает искажаться: родители Джейка то стареют, то молодеют, а профессии и имена главной героини меняются. Повествование переплетается с кадрами из жизни пожилого школьного уборщика, создавая еще большую атмосферу загадочности и тревоги.
В ходе визита на ферму Люси замечает странные детали, такие как фотографии, в которых она узнаёт себя вместо Джейка в детстве. Кроме того, она получает загадочные телефонные звонки от неизвестного мужчины, усиливающие ощущение нереальности происходящего.
После ужина, у родитей Джейка начинает меняться возраст: от молодости к старости и обратно, что сбивает Люси и нас зрителей с толку.
В подвале дома она обнаруживает форму уборщика… это вызывает у неё ещё больше вопросов о природе реальности.
На обратном пути пара останавливается у закусочной Tulsey Town, где работница пытается предупредить героиню о чём-то неопределённом. Затем они направляются к старой школе, где Джейк исчезает, оставляя Люси одну. В поисках Джейка она сталкивается с уборщиком, и границы между персонажами начинают стираться.
Кульминация фильма — сюрреалистический балетный номер, отражающий внутренние конфликты и сожаления главных героев.
Смысл фильма
Чтобы сделать важный шаг в жизни, нужны смелость и решительность. Переезд в другую страну, смена работы, разрыв отношений… все это может потребовать огромных усилий и быть психологически болезненным. Фильм блестяще демонстрирует, как можно откладывать эти действия, иногда на неопределенный срок.
От мучительно долгих автомобильных поездок (почти час времени в фильме проходит в машине, когда главные герои обсуждают, казалось бы, случайные философские темы) до загадочных переходов времени, проходящего мимо, сценарий Кауфмана постоянно передает мысль о том, что люди неподвижны, а время течет.
Характеристика героев
Люси (Джесси Бакли) — играет изысканно сложную роль персонажа, который настолько же дезориентирован обстоятельствами, насколько и неуловим для зрителей.
Джейк (Джесси Племонс) — играет человека, наполненного потенциалом, но поддавшегося страху и растратившего его впустую, и теперь, оглядываясь на свою жизнь, он сожалеет об этом.
Мать Джейка (Тони Коллетт) проявляет нервозность и склонна к резким перепадам настроения, что подчёркивает её нестабильное эмоциональное состояние.
Отец Джейка (Дэвид Тьюлис), часто выглядит отстранённым и погружённым в свои мысли, добавляя ощущение отчуждённости.
Реминисценции
- Начальная сцена с шепчущим голосом за кадром и медленными кадрами старых обоев в пустом доме сильно напомнила мне фильм «Я прелесть, живущая в доме» (I Am the Pretty Thing That Lives in the House) 2016 года.
- В одной из сцен Люси начинает обсуждать фильм Джона Кассаветиса «Женщина не в себе» (A Woman Under the Influence) 1974 года, практически дословно цитируя рецензию известного кинокритика Полин Кейл. Это подчёркивает её интеллектуальную глубину и возможную связь с миром кино.
- В комнате Джейка можно заметить книгу Дэвида Фостера Уоллеса, что намекает на темы самоанализа и экзистенциальных размышлений, характерные для творчества Уоллеса.
- В фильме присутствует сцена, где на экране телевизора показывается вымышленный романтический фильм, в титрах которого режиссёром указан Роберт Земекис. Этот неожиданный момент добавляет элемент сюрреализма и иронии.
- Мотивы телевизионного мюзикла Оклахома! (Oklahoma!) 1999 года проходят красной нитью через весь фильм, отражая внутренние переживания персонажей и добавляя дополнительный слой к их эмоциональным состояниям.
Заключение
Это красивая история, и на протяжении большей части фильма она прекрасно рассказана. Но в экстремальном стиле повествования — особенно в последние двадцать с небольшим минут — история становится расплывчатой, а смысл — запутанным.
В финале зритель остаётся с ощущением неопределённости, размышляя о природе личности и восприятия.
Это не фильм, а какой-то сон на грани кошмара. Сначала кажется, что это история о девушке, планирующей расставание, но постепенно всё превращается в лабиринт сознания, где время, личности и реальность меняются местами. Особенно непонятна сцена в школе: кто на самом деле уборщик и как он связан с Джейком? Фильм наполнен всевозможными отсылками, но их так много, что местами кажется, будто персонажи просто говорят чужими мыслями. Я не уверен, что понял всё, но это редкий случай, когда непонимание делает фильм ещё сильнее.