Имманентность (Immanence), 2020
Фантастический триллер Кэрри Белессы – вторая полнометражная работа режиссера. В «Имманентности» причудливо переплелись религия, мистика и наука.
Сюжет
Практически все действие фильма происходит на небольшой яхте, оборудованной под наблюдательный пункт за упавшим в районе Бермудского треугольника метеоритом. Группа радиоастрономов считает, что имеет дело с пришельцами, высокоразвитыми существами. Но владелец яхты верит, что это падение каким-то образом связано с Богом.
Герои картины, в составе шести человек, оказываются отрезанные от Большой Земли, дрейфуя посреди океана. И именно там начинают происходить странные вещи, которым нет ни научного определения, ни даже религиозного.
Сначала поблизости обнаруживается яхта, почти полностью аналогичная их собственной, а затем появляется красноглазый незнакомец (актер Джейми МакШейн), который обещает людям спасение при выполнении некоторых условий.
Появление человека с красным глазом, предсказывающего будущее и сеющего смерть среди персонажей, переворачивает преставление героев о реальности. По его словам, чтобы выжить, нужно пожертвовать одним человеком – тем, кто привержен своей вере.
Смысл фильма
Один из основных персонажей – Джона, верит в божественную суть вещей и знаки, посылаемые Богом. Именно он первый произносит слово «имманентность» – проявление божественного присутствия в земном мире. В роли Джоны снялся американский актер Майкл Бич, известный по сериалу «Сотня».
Религиозному Джоне противопоставляется астрофизик Наоми – женщина, отказавшаяся от веры и носящая крест только по настоянию матери-пресвитерианки, а в остальное время прячущаяся его в карман.
Когда экипаж корабля попадает под влияние злых сил и сталкивается с опасностью, именно Джона, крепкий в своих религиозных убеждениях, помогает всем прийти в себя и не дать совершить что-то непоправимое.
В конце, когда по пророчеству незнакомца, в живых останутся не все, спасутся именно Джона и Наоми, как наиболее приближенные к вере.
Повествование фильма подводит к тому, что Высшие Силы есть и в них нужно только верить. А кем они окажутся, добрыми или злыми – не важно. Ведь все равно спасение ждет только тех, кто смел, честен и искренен.
Характеристика героев
Роль Наоми исполнила жена режиссера – Саммер Белесса. Наоми отличается от остальной команды ученых, держась в стороне от активных исследований, она находит общий язык с Джоной на религиозной почве, между ними образуется незримая связь.
Сам же Джона, в прошлом переживший смерть и чудесное возвращение из мертвых, благодарен Богу за свое спасение и призывает остальных членов экипажа к невмешательству в его деяния на земле.
При просмотре ленты можно заметить, как скептически относится к рассуждениям Джоны научная часть экипажа, во главе с профессором Романом (Энтони Руйвивар). Практически все персонажи показывают свою невежественность по теме религии и богословия.
Сузу (актриса Ассенет дель Торо) и Харпер (Кейша Пилевич) заняты отслеживаем метеорита, они смеются и веселятся. И первые становятся жертвами. Также, как и малодушный Роман, задумавший убить Джону, чтобы не остаться на яхте.
Реминисценции
В «Имманентности» несколько отсылок на Библию. Чаще всего ее цитирует Джона, который является протестантом-пятидесятником. Таким образом, появившаяся свинья объявляется демоном (Иисус изгоняет демонов в стадо свиней), а сваренная в воде рыба – предвестником пришествия Бога (рыба является символом Христа). И даже упавший метеорит, за которым следят ученые-радиоастрономы оказывается ни чем иным, как падшим ангелом Люцифером.
В фильме особое значение имеют имена персонажей. Джона – это форма библейского Иона, ветхозаветного пророка, проглоченного китом. А Наоми является формой имени Ноеминь. В одном из диалогов, Джона обращает внимание на то, как зовут двух других девушек (Сузу и Харпер) и спрашивает, куда пропали такие имена, как Мэри и Сара. Он неслучайно назвал именно их – в Библии женщины Мария и Сарра играют большие и важные роли для всего человечества.
Помимо библейских, есть еще одна отсылка к франшизе про инопланетного монстра Чужого. Глядя на поглощенную работой Харпер, Дэвис замечает, что она похожа на андроида Бишопа из одноименного фильма.
Заключение
Для рядового зрителя фильм может показаться несколько скучным: большую часть хронометража занимают диалоги персонажей о физических и божественных явлениях. К концу картина становится более динамичной и интригующей, а также оставляет некоторые вопросы, касательно масонских знаков в титрах.
Первые минуты фильма насыщены религиозными образами. Разоблачается поддельная афера с экзорцизмом, чрезвычайно набожная мать Наоми читает ей лекцию об Иисусе, а по пути к лодке Наоми снимает крестик с шеи и засовывает его в сумочку. Поэтому не стоит удивляться, когда человек с библейским именем, оказывается, видит в этом руку Бога или сатаны, а не инопланетян.
Если бы Беллесса и Орам немного сбавили обороты, "Имманентность" могла бы стать вполне приличным фильмом. В фильме есть несколько жутких моментов, например, когда они исследуют пустую версию своей собственной лодки…
Есть также несколько моментов, которые напомнили мне "Сквозь горизонт", фильм, который гораздо лучше провел линию между научным и религиозным ужасом, и о "Темной стороне Луны", более раннем религиозном фильме ужасов в космосе.
Если вы не возражаете против того, чтобы вас "били по голове" посланием фильма, или если вам нравятся подобные открытые проповеди, вы можете найти "Имманентность" занимательной. Но я хочу, чтобы фильмы ужасов были страшными, с любым посланием, вписанным в сюжет. В данном случае сюжет вторичен по отношению к посланию, а страха не хватает.
Думали ли вы в детстве, что Бермудский треугольник станет еще большей проблемой, когда вы вырастете? Я думал. В любом случае, "Имманентность" следовало бы назвать "Неотвратимость" из-за временных рамок и срочности, с которой вы должны выключить этот фильм. Это сплошная религиозная пропаганда — наука плохая, религия хорошая, дьявол владеет морем и все такое…
Имманентность? Скорее, Инкогеренция на корабле!
Какая же это путаная, непонятная муть… Ничто не имеет смысла, библейское богословие выглядит настолько заезженным, что в нем нет ничего интересного! Все это — пустота, черная дыра, которая засасывает в себя все, что вызывает интерес!
В чем был смысл? Концовка тоже имеет абсолютно нулевой смысл. Цепочка событий не ведет ни к чему.