Охота (Jagten), 2012
Психологическая драма «Охота» 2012 года получил премию «Бодиль» за лучший датский фильм.
Сюжет
Фильм, на первый взгляд, рассказывает небольшую жизненную историю, которая могла произойти в любом из городов нашей планеты. Кинолента повествует о мужчине Лукасе, роль которого исполнил талантливый актер Мадс Миккельсен. Это мужчина средних лет, который посвятил свою жизнь детям и работает воспитателем в детском саду. Недавно главный герой был вынужден развестись со своей супругой, отчего в данный момент страдает их общий сын подросток Маркус. Его роль исполнил Лассе Фогельстрём. Молодой человек тяжело переживает развод родных ему людей и хочет жить со своим отцом, несмотря на то, что тот трудится на низкооплачиваемой непрестижной работе.
Одна из воспитанниц Лукаса, малышка Клара, роль которой исполнила Анника Веддеркопп, начала испытывать симпатию к своему воспитателю Лукасу. Однажды она, застигнув врасплох главного героя фильма, когда тот играл с мальчиками, подбежала к нему и поцеловала в губы. Затем кладёт ему в карман лист бумаги, в котором оказывается завёрнуто сердечко из пластика. Лукас отводит девочку в сторону и по-доброму объясняет ей, что так поступать недопустимо, так как целовать в губы можно только маму и папу, а подобные подарки уместно дарить кому-нибудь из мальчиков её возраста.
К сожалению, юное дитя весьма негативно воспринимает реакцию Лукаса и, чувствуя себя отвергнутой, решает отомстить ему. Под влиянием взрослых фотографий, которые ей показывал её старший брат, она принимает решение оговорить своего воспитателя, обвинив его в непристойных домогательствах. Она рассказывает свою историю директору детского сада Грете, роль которой исполнила Суссе Вольд. Грета крайне возмущена, её переполняет негодование и она не только рассказывает о произошедшем родителям Клары, но и делает это достоянием общественности, поведав о случившемся отцам и матерям других детей, которые посещают этот детский сад. Не имея каких-либо доказательств вины Лукаса, группа взрослых моментально становится на сторону обиженной девочки и начинают его травлю.
Несмотря на то, что даже суд оправдал несчастного мужчину, большая часть городка стала относиться к нему с ненавистью. Со временем их неприязнь стала выражаться в действии. То Лукасу разобьют окно камнем, то бросят труп собаки ко входу в жилище, то жестоко изобьют в супермаркете и выкинут на улицу, когда он просто приехал приобрести продуктов.
В конце концов девочка сознаётся в том, что оклеветала своего воспитателя и он ни коим образом не проявлял домогательства к ней. После этого её отец, Тео (Томас Бо Ларсен), который был в дружеских отношениях с Лукасом до всей этой истории, приходит к нему, чтобы примириться. Далее показывают события спустя год, когда восстановившие дружеские отношения мужчины проводят вместе время за охотой в лесу. В этот момент неизвестный пытается убить Лукаса выстрелом из ружья, но промахивается, после чего скрывается в глубине лесной чащи.
Смысл фильма
Идеей автора было наглядно показать дух паранойи родительства. Талантливый режиссёр Томас Винтерберг сумел передать то агрессивное и фанатичное состояние, в которое довольно часто впадают испуганные родители. Картина наглядно показывает, насколько такая слепая агрессия может быть пагубной и то, что её крайне сложно изжить из себя даже по прошествии времени.
Характеристика героев
Несмотря на поведение многих людей в картине, однозначно отрицательных персонажей в ней нет.
- Лукас искренний мужчина, который больше всего на свете любит детей. Он по библейски готов подставить другую щёку для удара, если его ударили. К сожалению, его мягкость и терпение не помогают отвратить людскую ненависть и жажду мести.
- Клара в этом рассказе избалованная девочка, в силу своего возраста не предполагающая возможных последствий. При этом напрямую она не говорила, что мужчина к ней приставал, по большей части эту тему развили сами взрослые, задавая ей провокационные вопросы.
- Директор Грета оповещает своих родителей из добрых побуждений и в силу своей эмоциональности, ведь она переживает за детей и не знает, а вдруг Лукас домогался не только до Клары.
- Тео, её отец, тоже неплохой человек, который лишь ошибся в том, что хорошо знает свою дочь. Несмотря на то, что он дружил с Лукасом долгие годы, он не попытался разобраться в ситуации, а слепо принял слова дочери как неопровержимую истину.
Заключение
«Охота» для кого-то может показаться местами тяжёлой для просмотра, но при этом она отлично демонстрирует поведение людей, с которым может столкнуться каждый. Это честный фильм, которому веришь.
Для меня последняя сцена это не то, что другие не забудут того, что произошло, а то, что он, Лукас, не забудет этого. Его доверие к своим друзьям навсегда подорвано. Он опасается, что они могут напасть на него в любой момент и попытаться убить.
Когда я смотрел фильм, меня не покидало желание привести всех жителей в чувство.
Но более сильная эмоция, вызванная при просмотре — это опасение, что моральную дилемму не так легко решить и что реакция жителей на происходящее понятна, а в некоторых случаях даже похвальна. Например, разве заведующая детсадом не пыталась сделать то, что лучше для детей? Наверняка каждый родитель, чувствовал бы себя в безопасности, если бы его дети находились под опекой такого воспитателя. А как насчет родителей Клары? Вы бы поступили по-другому, если бы это была ваша дочь? А управляющий продуктовым магазином, который считает, что обслуживание Лукаса вредит его бизнесу? Его магазин мог бы бойкотироваться возмущенным сообществом… и т.д. и т.п.
Интересно анализировать различные способы, которые используют режиссер и сценарист, чтобы заставить нас встать на сторону Лукаса на протяжении всего фильма. Но моральная двусмысленность этой истории не покидает меня.
Если бы я создавал этот фильм, то не вставлял бы сцену, где брат Клары показывает ей порнографическую фотографию. И сделал бы неясным, действительно ли Лукас мог сделать то, в чем его обвиняли, пытаясь таким образом сохранить эмоциональное сочувствие аудитории к нему.
Кенин, окажись в такой жизненной ситуации точно бы проявил такое же параноидальное, агрессивное и фанатичное поведение, а может и большее…
Ибис, читай внимательно. Как раз про это и пишу в первом абзаце.
Много лет работаю с детьми и в утверждении о том, что дети никогда не врут, есть много опровержений. Дети врут, а некоторые из них так изощренно оговаривают и взрослых и детей, что диву даёшься. Тут самое главное как это вранье воспринимают родители. В случае с Лукасом, ему очень не повезло столкнуться с яжематерью и яжеотцом. А вообще, если подобные ситуации случаются на самом деле, то как правило дети замыкаются и вообще не идут на контакт, иногда могут помочь рисунки детей, тут главное, чтобы рядом с ребёнком были чуткие люди взрослые, которые cумели бы разглядеть что происходит что-то неладное. Пусть Бог хранит всех детей на Земле.
Конечно, в фильме для большего эффекта поведение героев гиперболично. Но мне постоянно казалось, что людям просто необходим враг. И получив повод, они нашли его в Лукасе. Никто даже не пытается разобраться.
Увы, на месте Лукаса может оказаться каждый. Такие люди как он являются в этот мир, чтобы люди окончательно не потеряли берега.
Стрелял брат девочки. Это было видно по силуэту. Это был некрупный юноша.
Меня прямо выбесил момент, когда в саду, знакомый воспитательницы, «подталкивал» девочку к клевете. Он не пытался разобраться, а подсказывал ей, что бывает с половым членом, о семенной жидкости. Он не спрашивал, на мой взгляд в фильме есть плохой персонаж и это он.
Да, я тоже согласна, что девочку «подталкивали» взрослые, сама воспитательница, ее знакомый, не пытались даже рассмотреть альтернативу какую-то. Девочка явно довольно замкнутая сама по себе, не «наступает на квадраты», уходит и бродит по посёлку, в садике обособленно держится, она — не обычный ребёнок ее возраста, воспитателям это должно быть ясно. У неё есть старший брат, дети часто могут почерпнуть что-то от других более старших детей и подростков, но это даже не рассматривалось, не проверялось. Друг главного героя сразу и безоговорочно поверил в бездоказательную вину по косвенным данным, хотя знал того много лет. И это посёлок, все на виду, и все сразу поверили, что герой в садике! на своём рабочем месте! которым он явно дорожит и ценит работу с детьми, начал демонстрировать гениталии — ну, а хочется спросить, что ж он до 42 лет так яростно сдерживался и жил у вас фактически на виду, а тут «поехал»? Каждый элемент по отдельности — может и да, но все вместе? Вообще жуткое такое чувство при просмотре, на вроде мирном фоне почти пасторальной жизни такие события закручиваются, просто мрак какой-то на душе. Очень сильное кино, но смотреть очень сложно, душеранимо.
Я не первый кто отмечает Библейский сюжет. Главный герой проходит путем Иисуса Христа. А в последней сцене стреляет старший брат девочки, и он же запускает реакцию травли (охоты). И только лишь брат девочки Клары знает истиную причину травли Лукаса.
"Догвиль" какой-то в датском варианте.Больше всего жаль собаку, до слёз! Девочка вызывает отвращение, её шмыгание носом делает лицо кривым и уродоивым. На месте главного героя я бы навсегда уехала из этого мерзкого городка, чтобы эти рожи никогда больше не видеть!
значит режиссер достиг достоверности! Если антагонист вызывает у вас ненависть значит фильм/режиссер достиг своей цели