Достать ножи (Knives Out), 2019
Детектив режиссера Райана Джонсона вышел на экраны в 2019 году. И сразу стал бестселлером благодаря не избитому сюжету и звездному составу исполнителей.
Сюжет
В старинный дом на юбилей Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) съезжаются родственники. Все они материально зависят от патриарха семьи, разве что кроме дочери Линды (Джейми Ли Кертис), которая когда-то взяла у отца деньги на стартовый капитал.
Харлан умудряется на своем юбилее настроить против себя почти всех гостей. Сыну Уолту (Майкл Шеннон) объясняет, что его работа в издательстве отца закончена. И это в тот момент, когда он пытается вырвать у отца согласие на экранизацию книги, и ставит ребром вопрос о своей реальной власти в издательстве. Муж Линды Ричард (Дон Джонсон) уличен в измене, и получает ультиматум — или он сам признается жене, или вмешается отец.
Вдове сына Джони выписывается последний чек, поскольку Харлан уличил ее в мошенничестве — она получала в виде оплаты за образование внучки двойные суммы, и присвоила около 400 тысяч. Во время ссоры дед в гневе сообщает внуку Рэнсому (Крис Эванс), что тот не получит по завещанию ничего. Ни у кого нет алиби, зато у большинства есть мотив для убийства. Кроме близких, присутствуют экономка Фрэн, а также Марта Кабрера (Ана Де Армас).
Утром хозяина дома с перерезанным горлом обнаруживает экономка. Начинается расследование, к которому подключается эксцентричный частный детектив (Дэниэл Крэйг), которого кто-то нанял анонимно.
Марта перепутала лекарство и вколола 85-летнему подопечному смертельную дозу морфина, при этом антидот из сумки исчез. Харлан объясняет сиделке план, по которому та должна действовать, чтобы избежать ареста и как следствие, депортации ее матери. И сам перерезает себе горло. Сыщик приглашает медсестру участвовать в расследовании, что дает ей возможность быть в курсе следствия и даже мешать ему.
На оглашении завещания выясняется, что писатель все завещал своей компаньонке. Наследники приходят в ярость. Все заверения, что медсестра для них член семьи, забыты. Обманутые в ожиданиях родственники не стесняются в выражениях.
Мэг, дочь Джони, дружит с Мартой, и даже поддерживает решение деда, но ровно до того момента как мать объясняет ей на пальцах, что о дорогой школе придется забыть. Мэг объединяется с остальными и рассказывает, что подруга боится за мать, которую могут депортировать.
Под свое крыло Марту берет Рэнсом. Выуживает правду, и под предлогом помощи ведет свою игру. Сиделка должна быть признана убийцей и тем самым утратить право на наследство. И самоубийство Харлана предстает в новом свете.
Рэнсом поменял содержимое пузырьков с препаратами и украл антидот. Его видит экономка и начинает шантажировать молодого человека. Он понимает, что смертельная доза не была введена, и на ходу меняет стратегию. Он поджигает здание судмедэкспертизы, чтобы уничтожить результаты анализов, пересылает записку Фрэн Марте, приходит на встречу раньше и убивает Фрэн, подстроив медсестре ловушку.
Когда сиделка и сыщик обманом заставляют Рэнсома сознаться, он выхватывает из инсталляции нож и вонзает его в Марту. Но выясняется, что нож бутафорский с втягивающимся лезвием.
Смысл фильма
Вздорный старикан лишает наследников денег, что просто ускоряет обычный порядок вещей — первое поколение зарабатывает капитал, а уже третье возвращается в прежнее состояние. Потому что единственное, на что оно способно, это транжирить остатки капитала. Дорогие привычки и объявление прикупленного у пакистанского нувориша дома родовым гнездом еще не делают обладателей новых денег аристократией.
Скромная иммигрантка ведет себя с большим достоинством, чем новоиспеченные буржуа. И в результате получает все, в том числе и власть над семейством.
Характеристика героев
- Бенуа Блан — эксцентричный частный детектив, успешно раскрывающий сложные дела;
- Харлан Тромби — успешный автор детективов и глава многочисленного семейства. Саркастичный, наблюдательный, любящий загадки;
- Его сиделка, медсестра и просто друг Марта Кабрера, обладающая необычным качеством — при попытке солгать ее тошнит;
- Дочь Линда, стильная дама средних лет, властная и решительная;
- Ее муж Ричард, полностью зависящий от жены;
- Отпрыск Линды и Ричарда Рэнсом, паршивая овца семейства. Доводит семейство до белого каления открытым презрением и хамством;
- Сын писателя Уолт, занимающийся издательством, которое держится на плаву благодаря произведениям Тромби;
- Его супруга Донна и сын-подросток, озабоченные проблемой незаконной миграции;
- Невестка и вдова Джони с дочерью Мэг, полностью зависящие от денег Харлана;
- Мать Харлана Ванетта, которую не воспринимают всерьез из-за ее преклонного возраста;
- Двое полицейских и экономка.
Реминисценции
На первый взгляд, классика жанра по Кристи — замкнутое пространство, убийство, все под подозрением. И талантливый сыщик, ведущий следствие параллельно с полицией. Однако леди Агата не была склонна к юмору, а фильм напротив полон иронии.
Явная отсылка к героям Артура Конан Дойля — приглашение Марты стать глазами и ушами Бенуа, он даже спрашивает: «Что скажете, Ватсон?»
О своих методах расследования Блан говорит как о продвижении по радуге тяготения. Безэмоциональный анализ фактов, который приводит к разгадке в конце пути. Упоминая одноименный роман, Блан намекает не на содержание, тем более, что он роман не читал. Скорее речь об его авторе Пинчоне, самом загадочном американском писателе, как проекции на обожающего розыгрыши и загадки Харлана.
Обстоятельства смерти старшего Тромби, зритель наблюдает почти в начале кинофильма, что нисколько не портит сюжет. Многие детективные сериалы в начало серии помещают преступление, а уже потом идет дознание. Например, сериалы про Коломбо и мистера Монка. А упоминание раскрытого Бланом дела с чемпионом по теннису напоминает о картине Хичкока, где главным злодеем был звездный теннисист. И с начала зритель знал преступника, то есть похожая последовательность событий.
Заключение
В финале Марта говорит сыщику: «Эта семья. Я должна позаботиться о них, так?» Тот отвечает, что не стоило бы, но она будет слушать свое сердце. Кадр сменяется, девушка подходит к портрету Тромби старшего и вглядывается в изображение. Выражение ее лица становится решительным, губы сжимаются, а когда она стоит на балконе, лицо у нее довольно суровое. И кружка в руках с надписью «Мой дом. Мои правила. Мой кофе.» крупным планом выглядит символом решимости Марты следовать в отношении семейки планам патриарха.
Фильм прекрасен — крепкий сюжет, отличные актеры. Если какие-то моменты кажутся непонятными, стоит еще раз внимательно посмотреть картину. Она снята с уважением к зрителю и с тщательной проработкой всех мелочей. А поскольку кинокартина собрала множество наград и номинаций, есть надежда, что это первая ласточка в череде таких же добротных кинокартин.