Род мужской (Men), 2022
Пронизанный эстетикой фолк-хоррора, метафоричный фильм Алекса Гарланда — это мощное исследование взаимоотношения полов.
Визуально это поразительная работа. Упрощенная, перенасыщенная цветовая палитра играет ключевую роль в переосмыслении сюжета.
Сюжет
Недавно овдовевшая Харпер (Джесси Бакли) отправляется в одиночное путешествие в сельскую местность, чтобы отвлечься от забот. Однако, как только она приезжает, череда странных событий разворачивает перед ней мир ужаса…
Через флешбэки, постепенно выясняется, что побег Харпер был средством терапии, местом уединения, чтобы исцелиться от потери.
Когда она сообщила своему мужу Джеймсу (Паапа Эссиеду), что хочет развестись, начались бурные споры. Джеймс начинает с того, что осторожно говорит Харпер, что ее отсутствие приведет к его самоубийству, приравнивая её к своему эмоциональному убийце. Их ссора продолжается после того, как он застает её за перепиской с подругой о том, что она боится его поведения. В результате чего дискуссия становится жаркой, и он бьет Харпер прямо в лицо, отбрасывая ее к кухонным шкафам и оставляя с окровавленным носом.
Харпер вышвыривает Джеймса из супружеского дома. Он добирается до балкона соседей наверху и падает (или, как предполагается, «отпускает себя») с перил, разбиваясь насмерть прямо на глазах у Харпер…
Харпер входит на территорию арендованного идиллического дома, где она проведет следующие две недели. Её встречает Джеффри — хранитель поместья. Кажется, что он обеспокоен тем, что Харпер, или миссис Марлоу (ударение на «миссис»), как он ее называет, не взяла с собой в поездку «муженька».
Красивые изумрудные поля и деревья с пышной листвой обрамляют Харпер, когда она отправляется на прогулку по лесу. Земля поглощает её рост и становится всеохватывающей в кадре, иллюстрируя необъятность уединения Харпер. Это наводит на мысль о том, что она была оторвана от самой себя с тех пор, как овдовела, и стала страдать от горя и чувства вины, которые ей навязали.
По мере того как она углубляется в лес, ее настроение становится все более легким и непринужденным, она находит утешение в дуновении прохладного ветра среди зеленой растительности. Это счастье продолжается и после того, как она спускается по грязной тропе к заброшенному железнодорожному пути. Снаружи туннель мрачен и пугающе освещен, что сильно контрастирует с предыдущими сценами. Однако заряд бодрости, полученный во время прогулки, побуждает ее войти в заброшенный тоннель, где она обнаруживает эффект эха. Поскольку она наконец-то снова чувствует себя бодрой, ликование овладевает ею, и она создает причудливую мелодию, напевая небольшие призывы по туннелю. Наконец-то все хорошо. До тех пор, пока на ее вокальные сеансы не приходит ответ… Громкий визгливый ответ.
В одно мгновение блаженство прерывается. И с этого момента начинается настоящий ад.
По ходу фильма выясняется, что ответ Харпер услышала от голого мужчины, который преследовал ее до самого дома. Однако, это преследование не занимает весь фильм, напротив, этот ужасающий инцидент — лишь капля в море по сравнению с последующими событиями. Эта короткая кульминация в первом акте открывает дверь для целой череды леденящих душу встреч:
- мужчина-полицейский, помогающий Харпер разобраться с нападавшим, легко перекладывают вину;
- священник, с которым она сталкивается во время осмотра деревни, быстро осуждает;
- подросток, которого она встречает на ступенях церкви, груб и угрожающ;
- мужчины-горожане, которых она видит в местном пабе, — все они жуткие, наводящие тихий ужас.
В финальной сцене, сидя на диване с искалеченным новоявленным клоном Джеймса и все еще не в силах разобраться в этом фрик-шоу, Харпер спрашивает: «Джеймс, что тебе от меня нужно?», на что Джеймс отвечает: «Твоя любовь». Харпер ухмыляется, отводит взгляд, вздыхает с саркастическим выражением лица, и начинается романтическая песня.
Смысл фильма
Смысл фильма строится на избитых принципах «мужчины плохие» и «все мужчины одинаковые», добавляя к ним эзотерическую символику народных сказок.
Фильм высмеивает то, как мужчины и женщины готовы к самопожертвованию в отношениях, позиционируя себя и других в рамках узко выстроенных стереотипов. Будучи неспособными отпустить ситуацию, как полагается взрослым людям, большинство партнеров в момент конфликта полагаются на удобство стереотипов, чтобы обвинить друг друга, играя в жертву.
Фильм подчеркивает глупость драмы, ролевых игр, возбуждения, эгоцентрической одержимости и эмоционального шантажа в отношениях между мужчиной и женщиной. И в целом демонстрирует, как часто этот фарс оборачивается насилием.
Характеристика героев
Джеймс — покойный муж Харпер, который, возможно, покончил с собой, чтобы отомстить жене за разрушенный брак.
Джеффри — владелец поместья, поначалу кажется безобидным, почти неловким и очень хочет, чтобы Харпер чувствовала себя комфортно и безопасно в одиночестве.
Клоны (викарий-извращенец, полицейский, проблемный подросток Сэмюэль, приставучие посетители местного паба) — скорее всего аватары Джеймса, мстящие Харпер в ее бессознательном чувстве вины, как и предсказывал Джеймс при жизни. Их играет один и тот же актер, Рори Киннер, в шутливой форме отражающий клише «все мужчины одинаковы».
Реминисценции
В середине фильма Харпер заходит в деревенскую церковь и обнаруживает, что алтарь перед ней украшен языческими символами. Один из них — лицо Зеленого Человека, а другой — Шила-на-гиг.
Зеленый человек связан с идеями возрождения, особенно в контексте времен года. Обычно его изображают как лицо, из которого прорастают листья и виноградные лозы, и именно так эта сущность предстает перед Харпер в финале фильма.
Шила-на-гиг гораздо более загадочны. Это не отдельная фигура, а скорее некий тип существа, который всегда изображается как женщина. Их можно встретить в виде горгулий в церковной архитектуре, и нет единого мнения о том, что они собой представляют. Одни ученые видят в ней символ женского плодородия, другие трактуют ее как предостережение от похоти. Третьи считают, что она призвана отпугивать злых духов.
Заключение
В картине присутствует намеренный диссонанс, который оправдывает не самые лучшие спецэффекты. Харпер хочет избежать самоубийства мужа, но она должна с этим смириться. К сожалению, мужчины, с которыми она сталкивается, не дают ей этого сделать. Они травят ее, игнорируют и враждуют с ней. Только благодаря существу, сочетающему в себе элементы Зеленого Человека и Шила-на-гиг, Харпер может обрести покой в последние минуты картины.