Королевская игра (Schachnovelle), 2021
Как сочетаются шахматы и сумасшествие, как человек поэтапно от твердого переходит в состояние полной подавленности и безумия? Обо всем этом кинолента «Королевская игра».
Сюжет
Главное действующее лицо – доктор Йозеф Барток – при посадке на корабль в Америку встречает жену, с которой давно не виделся. Йозеф вспоминает последний период своей красивой жизни.
1938 год, Австрия. Он нотариус, чьей обязанностью было заверять открытия счетов австрийской аристократии в банках Европы.
Однажды его информатор советует немедленно уезжать из страны. Йозеф отправляет супругу в Роттердам, а сам торопится к себе в контору. Там его находят неизвестные. Они едут вместе в отель Метрополь, где расположился штаб гестапо.
Героя встречает персонаж Альбрехта Шуха – Франц-Йозеф Бём – начальник тайной полиции. Он хочет получить от юриста счета, над которыми тот работал. Барток ведет себя уверенно и самовлюбленно. На предложение партии в шахматы отвечает, что это удовольствие «скучающих прусских генералов», а истинные австрийцы любят музыку и литературу. Йозефа отправляют в комнату и оставляют в полном одиночестве изолированным от внешнего мира. В отсутствии развлечений он постепенно начинает угасать и сходить с ума.
Находясь на палубе, герой видит проходящий шахматный турнир, на котором гроссмейстер обыгрывает всех участников. Остается всего один оппонент – Оуэн Макконор в исполнении Рольфа Лассгора. Он же хозяин лайнера. Йозеф подсказывает ему ход. Итог – «ничья». Все в восторге. Хозяин интересуется, где же обычный нотариус научился так играть и в каких состязаниях участвовал. В ответ получает, что перед ним новичок, впервые взявший в руки настоящие фигуры.
Будучи в заточении на грани безумия, Йозеф соглашается выдать все счета. Одна мелочь меняет все: к нему попадает книга с описанием матчей знаменитых шахматных игроков. Он берется за изучение непривычного дела, чтобы развлечься. Через несколько дней его вызывают на очередной допрос, но перед гестаповцами уже совсем другая личность. Нотариус отказывается давать показания и требует вернуть его в номер.
После проверки нацисты обнаруживают книгу и вылепленные из хлеба фигурки. Все изымают. Йозеф в отчаянии. Начавшее уходить сумасшествие возвращается с новой силой, перерастая в шизофрению.
Продолжая путь в США, Барток сознает, что жены на борту нет и не было: ее придумало его сознание.
Оуэн предлагает деньги нотариусу за игру с Милко Чентовичем (гроссмейстер). Йозеф соглашается. Мерцающая лампа вызывает флешбеки. Новоиспеченный игрок путается во времени и перестает понимать: он на корабле или в гестапо. Наступает момент, когда чемпион опрокидывает своего короля и протягивает Йозефу руку, признавая победу за ним. Одновременно с этим, подавленный и сломленный, нотариус лежит на полу в Метрополе с исписанными бумажками. Бём сообщает ему, что эту партию он выиграл: все написанное не код и не шифр, а описание ходов, совершенных в противостоянии Макса ван Лойвена и Милко Чентовича. Йозефа отпускают, он подписывается именем Макс ван Лойвен.
Историческая драма заканчивается тем, что герой играет в шахматы в психиатрической лечебнице и общается с Биргит Минихмайр в роли Анны, которую больше не узнает…
Смысл фильма
Йозеф после изъятия книги и уничтожения фигур не имеет возможности учиться играть. Поэтому проводит турниры виртуально, становясь Максом ван Лойвеном (последствия шизофрении). Он не имеет никакого отношения к Йозефу Бартоку и не знает про австрийские деньги ничего. Теперь тюремщики могут получить от него одно – шахматную партию. По причине бесполезности заключенного Франц признает его победу: он ничего не сообщил.
Процесс превращения в новую личность плавный и впервые проявился, когда герой, покидая место неволи, подписывается именем нидерландского шахматиста. На корабле он еще знает Анну и ведет себя с ней как с женой. Позже, осознав, что она плод воображения, Макс смиряется с этим, окончательно теряя связь с Йозефом.
Уже в клинике, общаясь с Анной, он ее совсем не узнает.
Характеристика героев
Доктор Йозеф Барток – особа самоуверенная. Оливер Мазуччи, играя роль юриста, создает образ искренне верящего в закон гражданина, который недостаточно серьезно относится к предупреждению о возможном аресте нацистами. Привыкнув к шикарной жизни и оказавшись в заточении, персонаж сходит с ума, становясь иным человеком.
Макс ван Лойвен – тот самый другой человек. Он, в отличие от себя прежнего, далеко не самонадеянный, скорее убитый горем гений, ставший таковым из-за шизофрении.
Франц-Йозеф Бём – глава венской тайной полиции. Грамотный психолог и начитанная особа. «Ничто не красит мужчину лучше, чем его образованность» – считает он.
Оуэн Макконор – субъект, привыкший удовлетворять свои «хотелки» и не любящий всех, кто лучше его. Богачу ничего не стоит заплатить 20 000 долларов, чтобы увидеть поражение чемпиона мира и удовлетворить собственное эго.
Время – такой же киноперсонаж, как и все остальные. Бём говорит: «у нас в гостинице теряется пространство и время», – зрители тоже замечают. Они вместе с главным героем находятся в неведении и не могут сказать, какой прошел срок. Время также теряется в пути, когда доктор не понимает, где находится: в прошлом или настоящем. Режиссер Филипп Штельцль уделил внимание часам в корабельном баре. Он дважды показал их «отматывание». Бармен прокомментировал, что на каждый градус Земли приходится свое время, и в плавании оно меняется автоматически, о чем не стоит задумываться: можно сойти с ума.
Отсылки к эпохе
В начале Йозеф Бартек обсуждает с прислугой предстоящий в Австрии референдум, который должен был определить дальнейшие отношения с Германией.
Когда Бартек сжигает документы, на фоне звучит радио. Там слышна речь канцлера Шушнига, произнесенная 9 марта 1938 года. Она касалась вопроса плебисцита, который должен был решить фактический протекторат со стороны Германии.
Неспокойность тех дней также передают постоянно проходящие нацистские демонстрации и настроения митингующих, которые нападают на машину Йозефа.
Заключение
Фильм рассказывает о том, как даже сильного человека может сломать одиночество и изолированность. Зрителям дают понять, что гениальность и безумие зачастую идут рядом. И то, и другое – последовательная закономерность одних событий.
Как и в книге, в фильме речь идет о психологических проблемах. Однако в фильме основное внимание уделяется нотариусу Йозефу Бартоку, который стал мишенью гестапо в день аннексии Австрии и нацистской Германии.
В отличие от книги, такие важные герои, как чемпион мира по шахматам и богач МакКоннор, играют второстепенную роль. В большей степени фильм концентрируется на заключении Бартока, методах психологических пыток и вызванном этим психологическом упадке богатого интеллектуала.
Трансатлантический переезд из Роттердама в Нью-Йорк служит основой сюжета, но, как и шахматная партия, он всего лишь средство развития персонажей.
В картине эффективно переплетаются временные уровни сюжета и персонажей, чтобы передать разрушение сознания главного героя после неопределенного периода содержания под стражей и пыток в штаб-квартире гестапо в Вене.
В финале мы видим уничтоженного человека, который наконец-то может уйти и что его будущего больше не существует, потому что вся его оставшаяся жизнь будет повторением действий, навязанных ему прошлым, от которого он не может убежать.
Освещение, тональность, камера способствуют пессимистическому восприятию фильма.
Я обожаю новеллу Стефана Цвейга! Это тесная, клаустрофобная история с очень запоминающимися персонажами. Мне кажется, что эта экранизация обладает той же атмосферой и темпом, что и первоисточник, несмотря на то, что это совсем другая история (здесь по-прежнему есть нацисты, пароход и шахматы, но теперь есть Женщина и нет пассивного персонажа-повествователя).
Оливер Мазуччи обладает выдающимся актерским талантом. Декорации просто великолепны, и они ощущаются как динамичная часть повествования, а не просто фон. Комнаты трансформируются, расплываются и сжимаются по мере того, как доктор Барток медленно, но верно сходит с ума.
В целом, я почувствовала себя максимально погруженной в историю, как и в случае с книгой.