Паранормальное (The Endless), 2017
Отчасти научно-фантастический ужастик, отчасти семейная драма, «Паранормальное» — это образное, напряженное и захватывающее зрелище.
Это атмосферный фильм, который не отпускает. Загадочный и заставляющий задуматься, бросающий вызов зрителям с первой и до последней сцены.
Сюжет
Два брата — Джастин (Джастин Бенсон) и Аарон (Аарон Мурхед) — получают загадочное видеопослание на старой кассете, побуждающее их посетить деструктивную секту «Аркадия», из которой они сбежали десять лет назад.
На видеокассете одна из участниц, Анна (Калли Эрнандес), упоминает о «вознесении». Джастин считает, что это означает массовое самоубийство, но Аарон уверен, что она имела в виду не это. Он хочет вернуться и навестить ее. Ему надоело жить в нищете и питаться БП-шками. Он хочет почувствовать себя также, как тогда, когда они жили в коммуне.
Братья отправляются в «Аркадию», которая поначалу кажется идиллической, но со временем становится все более странной и зловещей.
Пока члены общины готовятся к наступлению таинственного события, братья пытаются разгадать, казалось бы, невозможную правду, прежде чем их жизни окончательно сплетутся с сектой.
Ритуалы «Аркадии» отражают присутствие невидимой, непознаваемой силы, с которой члены коммуны играют в перетягивание каната, протянутого к небу. Нам рассказывают про локальную оптическую иллюзию: в ночном небе есть две полные луны (похожие на чьи-то глаза), а третья появляется, чтобы исполнить пророчество.
В середине фильма братья расходятся. Аарон поддается объятиям «Аркадии», а Джастин открывает для себя другие места поблизости, где царит безумие и зацикленное время. Сюжет пересекается с фильмом «Ломка», когда Джастин приезжает в хижину и обнаруживает, что герои предыдущего фильма все еще проходят через свой собственный временной цикл.
На протяжении всего повествования есть множество намеков на то, что что-то не так. А создатели отлично справляются с наведением тревожной атмосферы с помощью изображений нескольких лун на небе, дневного света, переходящего в ночь и обратно, стай птиц, летящих кольцом, и выпущенных пуль, которые расплющиваются, словно силовым полем из невидимого кирпича.
Смысл фильма
Основной смысл фильма заключается в попытке Аарона вырваться из-под крыла брата, который ввел его в заблуждение относительно ключевых моментов их предыстории. И в сомнениях Джастина относительно того, насколько далеко он зайдет, чтобы защитить ребенка, который по наивности может подвергнуть себя опасности.
Здесь старший брат, который просто хочет, чтобы им было безопасно и скучно, выступает против младшего брата, который доверяет своим полузабытым воспоминаниям больше, чем апокалиптическим рассказам Джастина, но ему не хватает уверенности в себе, чтобы что-то с этим сделать.
Характеристика героев
Для Аарона Смита культ был чем-то вроде бесконечного летнего лагеря. Он помнит его членов как родных, вспоминает о песнях, играх и продуктах, настолько свежих, что они могли быть привезены из Эдемского сада.
Для его старшего брата Джастина, который забрал Аарона и сбежал из секты, когда они были подростками, дружеская атмосфера летнего лагеря — это завеса, скрывающая разврат, заблуждение и план массового самоубийства.
Хэл — самый разговорчивый член группы. Тейт Эллингтон прекрасно исполняет роль жуткого и слишком дружелюбного неофициального лидера культа. Он излучает смирение и искреннюю доброту.
Анна — раньше испытывала к Аарону материнский интерес, который теперь кажется скорее сексуальным.
Питер Силелла и Винни Каррен появляются в роли Майкла и Криса — друзей из фильма «Ломка».
Реминисценции
Фильм напоминает роман Адольфо Биой Касареса «Изобретение Мореля» 1940 года (и экранизацию Эмидио Греко 1974 года «L’invenzione di Morel»), в котором ученый записывает то, что должно быть идеальным уик-эндом на отдаленном острове, а затем проецирует это в трехмерном виде по бесконечной петле на места, где это происходило — видение того, каким может быть кино (и домашнее видео), если не привязываться к экрану. Но в «Паранормальное» персонажи не записываются, и они хотя бы частично осознают свое заключение, обреченное на бесконечное переживание одних и тех же событий.
Заключение
«Паранормальное» — это головоломка с глубокой и увлекательной мифологией и центральной загадкой. Однако фильм не так сложен, как может показаться на первый взгляд, и опирается на увлекательную игру — не в последнюю очередь Мурхеда и Бенсона.
Независимо от того, разгадаете вы кинематографическую головоломку режиссеров или нет (а создатели фильма настаивают, что все ответы можно найти внутри картины), «Паранормальное» также открыто для индивидуальной интерпретации.
Более того, фильм является частью общей вселенной, в которую, помимо «Ломки», входят «Весна» (2014), «Грань времени» (2019) и — «Сверхъестественное. Знаки» (2021). Так что вам будет чем заняться после просмотра, если вы обнаружите, что жаждете большего.