Престиж (The Prestige), 2006
Фильм-загадка всегда наполнен перипетиями, и потому так увлекателен. Зрителю приятно осознавать, что он вкушает интеллектуальный продукт, и пытается разгадать головоломку ещё на этапе просмотра.
На первый взгляд х/ф «Престиж» прост, по крайней мере по фабуле. Но полноценно осознать его получится только со второго захода, зная концовку и держа разгадку в уме.
Сюжет
История происходит на рубеже XIX и XX веков в Лондоне. Два театральных фокусника переживают трагедию – во время исполнения коронного трюка погибает ассистентка. Пути некогда бывших друзей расходятся, но каждый ставит цель – стать «великим» иллюзионистом. Оба пытаются найти формулу непревзойдённого фокуса. Изначально обычная конкуренция превращается в безжалостное противостояние, а оно в свою очередь – в нескончаемую вражду.
Герои пойдут на все, чтобы выведать секреты магических трюков и сорвать друг у друга их исполнение. Непримиримая театральная война становится угрозой для их жизни и жизней близких им людей.
Характеристика героев
Персонаж Хью Джекмана Роберт Энджер – истинный англичанин. Богатый, завистливый и бессердечный. Он средний фокусник, зато отличный шоумен, который с изыском презентует чужие, то бишь украденные, трюки. Умеет добиваться целей обманом, подлостью и связями в интеллигентных кругах. При этом Роберт признает в своем сопернике – Альфреде Бордене (Кристиан Бэйл) – гениального иллюзиониста.
Борден более скромен. У него жена, ребенок, но он чересчур фанатично относится к своему делу, мало уделяя времени семье. Порой кажется, что герой ведет себя нелогично, неоправданно, бросаясь из крайности в крайность. Двойственность личности – его внутренняя борьба между семьянином и «великим» фокусником – постепенно разрушает жизнь. И только финал фильма приоткроет секрет разрушительного поведения Бордена.
Параллели
У главных персонажей есть двойники в фильме – Тесла и Эдисон. Параллель неочевидная, потому что Эдисон, в отличие от Теслы (Дэвид Боуи), у которого Роберт Энджер заказывает телепорт, остается за кадром. Зато упоминается их вражда, которая тоже была основа на подлости, лицемерии и надменности. Два гения-изобретателя, которые, казалось бы, должны сотрудничать, ставят целью своей жизни обрести монополию на электричество. История их соперничества зеркально повторяет вражду двух фокусников.
Смысл фильма
Как уже упоминалось, «Престиж» — это фильм-головоломка. Режиссер и сценарист Кристофер Нолан на протяжении фильма оставляет намеки на то, чем кончится история. При первом просмотре они незаметны – сюжет и перипетии оттягивают одеяло на себя, переключают внимание на, казалось бы, важные, но совершенно не глубинные вещи.
А между тем поверхностный смысл фильма вложен в реплику Николы Теслы: «Однажды мои навязчивые идеи уничтожат меня». Изобретатель знал цену гениальности, а фокусники – нет. Каждого, кто одержим одной лишь страстью, в конечном итоге ждет падение. И потому в схватке иллюзионистов не было и не могло быть победителя – расправа настигает каждого.
Заключение
Пересматривая кино спустя много лет после премьеры, понимаешь, что оно было обречено на успех. Интригующий сюжет с элементами научной фантастики, продуманный сценарий с чередой сюжетных поворотов, великолепные актерские работы первого плана и чувство, сопровождающее просмотр, что ты смотришь действительно умное кино.
«Престиж» сравним с составлением мозаики. Маленькие детали постепенно собираются в цельную красивую картину. Мозаика почти собрана, не хватает последнего недостающего кусочка – самого важного. И когда фильм заканчивается, а головоломка сложилась, испытываешь, выражаясь строчками сценария, «подлинную магию» — катарсис.
Я ничего не знал о фильме до просмотра. И все эти намеки, которые фильм давал мне… Я очень хочу посмотреть его во второй раз попозже, чтобы уловить их все.
Самоубийство жены не произвело на меня особого впечатления поначалу, но теперь, когда я знаю, что один из братьев действительно любил ее, оно становится невероятно трагичным.
Во второй части фильма я знал, что будет какая-то история с помощником Альфреда, так как он молчал и был загадочным весь фильм.
Удивительный фильм. Вероятно, он входит в мой топ-5 любимых фильмов всех времен.
И еще, что-нибудь случилось с Оливией в конце? Я не могу вспомнить…
Немного выбивается из общей картины машина, которая вдруг оказалась по настоящему магической.
В фильме все было реалистично до этого момента.
У меня было такое же чувство по поводу машины, при первом просмотре. Как будто сменился жанр в середине фильма. Но при повторном просмотре я понял, что в этом и был смысл. Поскольку фокусники — это мастера обмана, великий фокусник — это тот, кто стремится обмануть зрителей. Энджер полагался на волшебную научно-фантастическую машину, потому что был превзойден Борденом и нуждался в обмане. В конце фильма он убивал себя или копию? Если себя, то он вывел преданность обману на совершенно новый уровень.
У меня есть теория, что машина на самом деле НЕ работает. Машина — это очередная иллюзия Джекмана. Не все можно объяснить таким образом, но… этого достаточно, чтобы заставить задуматься 🙂
Артур Кларк писал: "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии". Я часто думал об этой цитате, смотря фильм.
Наука ли это? Или магия? Ну… Наука достаточной сложности может быть и магией. В чем разница? В том, чтобы взять что-то обычное и сделать что-то необычное.
И я не говорю о волшебных трюках главных героев — выполняемых с помощью обмана или иллюзии… Что если бы наука действительно могла телепортировать человека. Я думаю, что герой Джекмана пишет в дневнике о своем восторге после встречи с Теслой, потому что он открыл "настоящую" магию. То есть, кого-то, кто действительно может сделать "магию".
Делает ли Тесла это с помощью электричества или магии — вопрос спорный. Но результат один и тот же — достижение того, что раньше считалось невозможным.
Суть в том, что каждый раз, видя фокус, мы не уверены, умирает главный герой или его двойник. Бессмысленно только одно: зачем постоянно делать совершенно новый резервуар для воды?