Мы (Us), 2019
Режиссер нашумевшего хоррора «Прочь» в 2019 году выпускает новый ужастик «Мы». Фильм был высоко оценен критиками, зрители же восприняли ленту не так однозначно.
Сюжет
Маленькая девочка Аделаида приехала вместе с родителями в прибрежный парк аттракционов. Во время развлечения, она случайно попадает в комнату, наполненную зеркалами. Пытаясь выбраться, она натыкается на свою точную копию.
На этом сцена заканчивается, и зрители видят уже взрослую героиню вместе с мужем Гейбом, и двумя детьми. Семья приезжает на отдых в коттедж бабушки. Дом расположен недалеко от злопамятного парка, поэтому она нервничает из-за поездки. Как оказалось, не зря, тем же вечером рядом с порогом появляются четверо незнакомцев в красных комбинезонах. Неизвестные, вооруженные ножницами, настроены крайне агрессивно.
Смысл фильма
Как и в своем предыдущем хорроре, Джонатан Пил оперирует жанром для раскрытия остросоциальных вопросов. Выбранной темой он отражает проблемы неравенства американского общества.
В центре всей паутины символизма находятся Привязанные — это проект правительства в 80-е годы, созданный для манипулирования населением. Копии, живущие под землей, должны были управлять оригиналами на поверхности. Программа провалилась из-за отсутствия у подземных жителей ключевого элемента — души.
В киноленте демонстрируется борьба Привязанных, их революция. В конце картины, двойники держатся за руки — это отсылка к благотворительной акции 80-х ”Руки через всю Америку”. Это мероприятие смотрит главная героиня перед тем, как ее похитили. Ее же она использует, чтобы Привязанные заявили о своем желании жить.
В кинофильме часто поднимается тема двойственности. Это отражено не только в тенях, все действие пропитано сдвоенным смыслом:
- Это выражается в числе 11. Единицы в нем одинаковы, что подразумевает равенство копии оригиналу. Также число намекает на библейскую составляющую сценария. В начале хоррора создатель отсылает к стиху Иеремия 11:11.
- Двойники используют во время нападения ножницы — оружие, состоящее из двух одинаковых частей. Их двойственность не только в этом. По своей природе они служат двум целям: созиданию и разрушению.
- Кролики по мнению режиссера тоже несут в себе двойное значение. Они завораживают и устрашают одновременно. Это единственная пища, которой питались Тени под землей.
Происходящее на экране переполнено символизмом, которому автор неудачно пытается дать логичное оправдание.
Характеристика героев
В центре киноленты семья Уилсонов. Каждому из актеров пришлось выполнить двойную работу, отыграв двух противоположных по типажам персонажей.
Аделаида / Ред
Вокруг нее крутится весь сюжет. Как известно по концовке, в злополучный вечер в 1986 году, Ред заменила Аделаиду в реальной жизни, заперев в подземелье. Этим объясняется странное поведение девочки после парка. На экране показывали самозванку, которая приспосабливается к новым для себя условиям.
Актерская игра оскароносной Лупиты Нионго заслуживает высшей похвалы, она полностью погрузилась в свои роли, и ее мастерство во многом определило успех ужастика.
Гейб / Абрахам
Глава семейства не выделяется чем-то особенным. Уинстон Дьюк отлично справился с ролью, но его персонаж меркнет по сравнению с другими. Абрахам, отец зеркального семейства, представлен в виде грубой силы, но не отличается интеллектом, либо какими-то другими качествами.
Джейсон / Плутон
Сын семейства Уилсонов сыгран молодым Эваном Алексом. Несмотря на небольшую роль во всем действий, юное дарование сумело привлечь к себе внимание как разноплановый актер.
Зора / Умбри
Еще один талант проявил себя на съемочной площадке. Шахади Райт Джозеф, сыгравшей Зору, пророчат большое будущее. Ей удалось показать две разные роли на уровне опытных звезд. Ее образ Умбри, с вечной ухмылкой матерого убийцы, называют пугающим и инфернальным.
В целом кроме образа главной героини нет запоминающихся типажей. Это базовый набор для жанра, но благодаря мастерству основного каста образы кажутся живыми, и им стараешься сопереживать.
Реминисценции
Между «Мы» и «Прочь» на первый взгляд нет сходства. У них разное содержание, но демонстрируют они схожие проблемы. Пил старается через призму хорроров осветить трудности американской действительности. Такой подход стал визитной карточкой Джонатана, и в обоих ужастиках он поднимает проблемы неравенства и угнетения разных слоев населения.
Заключение
При бюджете в 20 миллионов, кинокартина заработала в прокате 255 — это настоящий жанровый успех. При этом ленту сложно воспринимать как хоррор — социальный контекст не дает насладиться просмотром в полной мере. Автор попытался повторить успех картины «Прочь», но чересчур увлекся символизмом, что повлекло за собой дыры в сюжете.
Двойственность — главная тема фильма. Использовать число 11 для этого — очень обдуманный выбор режиссера:
Еще Аделаида внезапно останавливается в коридоре, прежде чем пожелать спокойной ночи своим детям. Если прислушаться, она делает это после бейсбольного матча, который Гейб смотрит, когда объявляют счет 11-11.
Как думаете сын из реального мира или он также является зеркальным отражением?
Дети были наполовину нормальными, наполовину зеркальными. Поэтому у сына была странная связь со своим зеркальным "я", и он мог управлять им. Знал ли он? Наверное, к концу — да.
"Мы" — это смелое и умное путешествие через зазеркалье, в котором американцы задаются вопросом, как им жить с самими собой после того, как им напомнили, кто они есть на самом деле. Это более комично, нежели страшно — фильм ужасов для мира, в котором реальная жизнь достаточно страшна сама по себе.
Определенно, есть некоторые шероховатости в сюжете, но я влюблен в его идею.