Все страхи Бо (Beau Is Afraid), 2023
Это самый неоднозначный фильм 2023 года, разделивший критиков и зрителей на два лагеря.
Одни считают, что это творческая фантазия с глубоким смыслом, а другие — что это пожар в мусорном баке, который погубит карьеру режиссера.
Сюжет
Фильм рассказывает о страдающем от тревоги мужчине средних лет по имени Бо, который отправляется в абсурдное путешествие, напоминающее скитания Одиссея, чтобы добраться до дома своей мамы, которая обезглавливается падающей люстрой в первые полчаса фильма.
Остальное время посвящено попыткам Бо как можно быстрее добраться до ее дома, чтобы, согласно еврейской традиции, ее можно было быстро похоронить.
Его путешествие на похороны не будет гладким и легким, а смерть Злой Мамочки не означает, что мы увидели ее в последний раз, на экране или в наших кошмарах.
По пути он сталкивается с разными неприятными личностями, и его рассказ становится историей самопознания и ужасающего экзистенциального страха.
Смысл фильма
«Все страхи Бо» — это шедевр критического видения, проводящий параллель между семейным насилием и истерией, вызванной жизнью в мире, сформированном корпоративными монополиями, и в конечном итоге синтезирующий их. Вы когда-нибудь слышали, как ребенок рассказывает историю? Когда они говорят вам: «А потом случилось это… а потом случилось то… а потом случилось это?». Именно такой метод использует сценарист, режиссер и продюсер Ари Астер, чтобы передать затуманенное, но яркое сознание Бо.
Он проводит нас через города и джунгли гиперболических происшествий, оставляя нас одновременно неуверенными в реальности всего, что мы видим, и в то же время абсолютно уверенными, что все это правда — или, по крайней мере, правда с точки зрения главного героя.
Бо не может доверять ничему, что он воспринимает, хотя мы, зрители, понимаем, что он должен доверять тому, что считает правдой. Но мать и различные агенты ее империи — продукты, программы, таблетки и люди — заставляют его сомневаться во всем. Сомневаясь в правде, он нарушает собственное когнитивное равновесие. Он никогда не бывает в «безопасности». Поэтому он боится. И именно этот страх не дает ему взглянуть на себя в другом свете… в том, в котором его «вина» или кажущаяся неадекватность может быть истолкована как нечто иное: проницательность.
Характеристика героев
Бо Вассерман, которого феноменально играет Хоакин Феникс — это калека-невротик, живущий на жестокой, грязной улице в каком-то неблагополучном районе Америки. Он вырос пугливым человеком, все вызывает у него тревогу и беспокойство. Бо — порой удручающе пассивный персонаж. Все происходит с ним и вокруг него, а он просто плывет от места к месту, от персонажа к персонажу.
Его мать Мона, в исполнении Пэтти Люпон, рыжеволосая тиранка с тонкой гранью между любовью и ненавистью, которая заставляет ребенка вырасти в мужчину, подобного Бо. Её недовольство сыном проявляется в леденящей душу, но реалистичной манере, как будто любая мать могла бы вести себя так, как она. Мона вселяет в Бо страх и заставляет его стыдиться того, что он не оправдывает ее ожиданий.
Семейная пара из пригорода Грейс (Эми Райан) и Роджер (Нэйтан Лейн) вносят напряжение и смех своим дружелюбным поведением. Роджер ведет себя с Бо как холодный отец, называя его «большой человек» и «братишка», отказываясь отпускать его из своего дома.
Их дочь, Тони (Кайли Роджерс), дает запоминающееся представление о стереотипном подростковом раздражении. Она ругает и мучает Бо при каждом удобном случае, выражая свое горе и гнев в тревожных формах. Наблюдать за безумным поведением Тони одновременно смешно и страшно.
Дживс (Дени Меноше) — психически ненормальный человек, который служил вместе с погибшим сыном Грейс и Роджера.
Заключение
«Все страхи Бо» изобилует метафорами, иллюстрациями, проявлениями чувства вины, тревоги и прочими вещами, за которыми сложно уследить. В фильме слишком много материала, чтобы можно было сказать что-то связное.
Это фильм, который не дает прямых ответов и заставляет вас принять этот странный мир без особых объяснений. Реально ли это все или просто видения персонажа?
Бо — персонаж, который обречен с самого начала. Он — воплощение Вечного Мальчика (Puer Aeternus). Его жизнью манипулирует паутина марионеток, за ниточки которой дергает его мать Мона, масштаб которой становится понятен только в последнем эпизоде. Но это буквальная интерпретация фильма, который глубоко метафоричен. В своей основе безумная эдипова одиссея, в которую пускается красавец, представляет собой коварные способы, которыми детская травма преследует нас всю жизнь.
Как наши матери влияют на то, кем мы являемся и кем становимся? Мы любим своих мам… Однако проблема этого фильма в том, что за все время действия Бо успевает побывать в самых разных местах. Каждый кусок этой истории настолько сильно отличается от предыдущей сцены, что это может дезориентировать. Я полагаю, что это “лихорадочный сон”. Сюрреализм присутствует в каждом эпизоде. Персонажи не ведут себя как настоящие люди. Это скорее представление о людях, а не реальные люди.
Просмотрев различные критические анализы этого фильма, я понял, что у каждого зрителя своя уникальная интерпретация, что, по моему скромному мнению, является одной из величайших прелестей искусства. Богатство искусства заключается именно в том, что оно допускает множество вариантов прочтения, охватывая множество индивидуальных точек зрения.
Для меня “Бо” — это, аллегория сына, глубоко затронутого дисфункциональными отношениями с самовлюбленной матерью. Неадекватность, неконтролируемый страх, низкая самооценка, чувство вины и покорность — черты характера, которые Бо демонстрирует на протяжении всего фильма, — являются последствиями жестокого воспитания.
Фильм представляет собой сложную метафору отношений навязчивого контроля и постоянного исследования психики главного героя и, несомненно, является произведением с необычным метаязыком.