Прежде чем я усну (Before I Go to Sleep), 2013
Наверное, нет в кинематографе более заезженного штампа, чем амнезия. Поэтому любой режиссер, берущийся за эту тему, ходит по тонкому льду.
Так случилось с фильмом «Прежде чем я усну» по одноименному роману Дж. Уотсона. Несмотря на популярность книги, фильм, к сожалению, не окупился в прокате.
Сюжет
У Кристин Лукас (Николь Кидман) амнезия. Каждое утро она просыпается рядом с незнакомым мужчиной (Колин Фёрт). Он представляется ее мужем и раз за разом объясняет, что она потеряла память, попав в аварию.
Весь дом увешан фотографиями из ее прошлого и маленькими напоминаниями, что где лежит и на что у Кристин аллергия.
Доктор Нэш (Марк Стронг) помогает ей восстановить свои воспоминания с помощью записи видеодневника, о котором почему-то нельзя говорить мужу. И каждое утро доктор звонит ей, чтобы напомнить пересмотреть записи. Все это он делает бесплатно, поскольку пишет диссертацию о потере памяти.
Главная героиня все больше понимает, что ее окружает ложь. И память она потеряла не в аварии – ее нашли жестоко избитой и голой возле аэропорта. И кто это сделал, знает только она сама.
Почему муж скрыл это? По его же собственным словам – чтобы защитить ее от неприятных воспоминаний.
Однако Кристин не хочет защиты – она хочет правды, какой бы неприятной она не была. Даже если это малоприятная правда о самой себе.
Единственный надежный источник – дневник, но и в нем записи иногда противоречат друг другу.
Теперь Кристин Лукас нужно не только вспомнить свое прошлое, но и понять, кому можно верить – любящему, заботливому мужу или доктору, который явно испытывает к ней личные чувства? Или лучше верить себе?
Смысл фильма
Психологи неоднократно рассматривали фильм как иллюстрацию скрытых абьюзивных отношений.
Идеально-заботливый муж на самом деле держит ее в уютной, но клетке и относится к ней как к личной собственности. Однако поведение Кристин – это не поведение типичной жертвы. Она пытается разобраться в ситуации и в себе, ищет выход.
Характеристика героев
Кристин Лукас невольно вызывает симпатию зрителей своим упорным стремлением докопаться до правды, несмотря на то, что эта правда изменит ее отношение не только к окружающим, но и к себе. Поняв, что перед избиением она, скорее всего, была на свидании с другим мужчиной, она продолжает поиски.
Майкл — персонаж, который тянет на классического «злодея». Его можно назвать классическим образцом манипулятора и психопата, который любыми способами стремится удержать Кристин возле тебя. Однако человек, у которого проблемы с агрессией, не смог бы сдерживать свою агрессивную сущность столько времени, зная, что жертве некуда бежать и завтра она уже ни о чем не вспомнит. Поэтому можно предположить, что жестокость для него — не естественное состояние, и, скорее, крайняя мера, к которой он прибегает, когда Кристин делает попытку уйти. Его отношение к Кристин лучше всего отражает фраза: «Либо мы вместе, либо нас не будет».
Другой важный персонаж — доктор Нэш. Профессионал. Искренне пытается помочь героине. В некотором смысле он противоположен Майку. Для доктора Нэша благополучие Кристин стоит на первом месте. Даже если она будет счастлива не с ним, а со своей настоящей семьей.
Реминисценции
Тема потери памяти отсылает ко многим фильмам, начиная от спокойно-романтического «Дневник памяти» и романтической комедии «50 первых поцелуев» и заканчивая триллерами «Ночь воспоминаний» и «Амнезия».
Отношения Кристины и Бена (или не Бена?) напомнят зрителям фильм «В постели с врагом».
Заключение
В фильме нет ни маньяков, ни жестоких пыток, чем удерживают внимание другие триллеры. Ужас человеческой души — души обычного человека, не маньяка. Только человека с психическим заболеванием.
Здесь также нет злодеев в привычном нам смысле. Сочувствия заслуживают и Бен, и «не Бен», и Кристин, и ее подруга.
Кажется, это один из тех фильмов, которые думают, что нагромождение сюжета отвлечет зрителя от его вопиющих недостатков. Идея интересная, но фильм теряется в ненужных и запутанных сюжетных поворотах. И игра… нет смысла набирать знаменитостей, если они явно задаются вопросом, что они там делают.
Хорошая концовка, пока вы не поймете, что они не пытались найти её в течение ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ!
Я прочитала книгу и была так разочарована фильмом. Они вырезали и изменили так много хороших деталей без всякой причины.
А еще мне показалось, что фильм очень короткий. Если бы они сделали из него сериал, не слишком торопились, и не впихивали все в короткий хронометраж — было бы лучше.