Сквозь горизонт (Event Horizon), 1997
Фильм, снятый в США, в 1997 году, режиссером Полом Андерсоном. Культовая и в свое время недооцененная работа является на сегодняшний день эталонным научпоп хоррором.
Сюжет
В картине описываются события недалекого будущего, 40-ые годы XXI века. Звездолет под названием «Event Horizon», который пропал около 10 лет назад, неожиданно появляется в зоне орбиты планеты Нептун. Группа астронавтов отправляется спасать космический корабль. Главнокомандующим миссии назначается разработчик пропавшего звездолета. По прибытии, группа находит множество кровавых следов и один окоченевший труп члена экипажа. При дальнейшем расследовании выясняется, что в нем была развернута секретно-испытательная лаборатория, занимавшаяся разработкой аппарата. Посредством механизма была создана дыра в пространстве, через которую шаттл перенесся в неизвестную галактику. По возвращении, судном начало управлять неведомое ранее человечеству Зло.
Смысл фильма
Авторы кино показали пространство космоса не пустой чернотой, наполненной галактиками, а мрачной силой, способной проникнуть куда угодно. Силой, которая вызывает безумие, поднимает на поверхность потаенный страх, вину, все низменное и грешное, придавая этому физическую форму. Возможно Ад не на Земле, а здесь, в этой жуткой пронзительной темноте, в космосе. Что, если мы его создатели?
Корабль-собор выглядит как герметичная гробница, наполненная ужасами и пронизанная запахом смерти. Механизм же, построенный на космолете, представляет собой чудо техники, этот совершенный аппарат высокого класса, он способен преломить границы пространства и времени. Он символизирует собой прогресс, вершину гения человечества, ведущую к смерти. Это расплата за гордыню и неумолимое желание человека управлять Миром.
Характеристика героев
Сэм Нил сыграл доктора Уильяма Вейра, безумного ученого, конструктора шаттла, несущего погибель. Актер воплотил несвойственного для себя персонажа, но все же, справился достаточно неплохо. В начале коллеги посмеиваются над чудаковатым и скрытным доктором, но с развитием сюжета, на свет выносятся все более ужасающие подробности, и персонаж раскрывается не с лучшей стороны. У Вейра покончила жизнь самоубийством жена, длительно болевшая раком. Ее образ посещает ученого, призывая «присоединиться». С первых минут на шаттле, Уильям начинает вести себя иначе, сводящая с ума атмосфера не угнетает его, а наоборот, заинтересовывает. В конечном итоге он действительно присоединяется к царящему там злу, сойдя с ума окончательно, и изводит остальных членов экипажа. Персонаж во многом перекликается с исторической личностью. Йохан Вейер, живший в 16 веке в Голландии. Врач, оккультист и ученик Агриппы Неттесгеймского, он написал «Иерархию демонов», где развернуто описал шестьдесят девять демонов.
Капитан Миллер в исполнении Лоренса Фишбёрна. Командир – это сильный колоритный персонаж, с харизмой. На протяжении всего фильма он до последнего старался сохранять хладнокровие и здравый рассудок. Это спасатель, боец и истинный капитан, который думает в первую очередь о благополучии коллег. Но и у него были свои страхи и грехи. К нему приходит призрак друга, погибшего в управляемой им группе космонавтов. Миллер до последнего борется со злом, но в конечном итоге, приносит себя в жертву ради спасения остальных членов экипажа.
Лейтенант Старк, которую исполнила актриса Джоэли Ричардсон. К ней, в начале ленты, проявляет симпатию лейтенант Купер, как к самой привлекательной женщине из команды. Эта сообразительная героиня в самом начале понимает, что ужасы в людей вселяет некая сущность, поселившаяся на судне. После взрыва, Старк удается уцелеть и вместе с двумя другими членами экипажа погрузиться в гиперсон. Она первой просыпается по прибытии спасателей и, снова видя изуродованное лицо Вейра, впадает в истерический припадок.
Капитан-лейтенанта Ди Джея сыграл Джейсон Айзекс. Его герой — мудрый астронавт с широким кругозором, является первым помощником капитана Миллера. Он расшифровывает послание на латинском с бедствующего космолета. Ди Джей, помогая пострадавшим в медблоке, погибает страшной смертью от одержимого Вейра.
Лейтенанта Питерс исполнила актриса Кэтлин Куинлэн. Сильная женщина, мама-медведица. На борту ее преследует образ сына с нарывами на ногах, который, в конечном итоге, заводит ее в смертельную ловушку.
Роль самого молодого члена экипажа — мичмана «Медвежонка» Джастина досталась Джеку Ноузуорти. Этот «зеленый» юнец заходит в ядро двигателя и пробуждает темную материю. Он спасается, впадает в кому, но очнувшись, хочет лишить себя жизни из-за мрака, поселившегося внутри. Джастина вводят в анабиоз, чтобы тот не смог навредить себе.
Реминисценции
В кинофильме можно проследить множество реминисценций, вот некоторые из них:
- Конструкцию корабля, наполненного темными силами, создали, основываясь на строении знаменитого Нотр-Дамского собора. Также, во внутренней отделке использовались множественные средневековые формы в виде креста.
- Космолет «Льюис и Кларк» был назван в честь реально существовавших искателей приключений.
- В хорроре находят отражение истории о призрачных суднах.
- В кинокартине можно заметить схожие образы, грим и идеи «Восставшего из ада». Много изуродованных тел, элементы садизма и мазохизма, а также перспектива бесконечной боли.
- Сценарий представляет собой смесь кинолент «Чужой», «Сияние» и «Фантастическое путешествие». Космос, напряжение, опасность, безумие и закрытое пространство, из которого некуда бежать.
- Также, заметно влияние таких именитых режиссеров как Хичкок, Скотт, Кубрик и Камерон.
- Есть многое, что было свойственно «Солярису» Тарковского. Атмосфера, история доктора и его умершей жены.
- Фанаты Вархаммера утверждают, что вселенная, в которой разворачивается сюжет, относится к их игре. Но эта версия не была подтверждена разработчиками картины.
- «Звездные Войны», со слов фанатов, также внесли свою лепту в строение судна, одна антенна по очертаниям схожа со звездолетом-истребителем «икс-винг».
Заключение
Кино, несмотря на усилия режиссера, его команды и актеров, провалилось в прокате, собрав две трети от вложенных средств. Андерсон утверждает, что это произошло из-за сжатых сроков и вырезания большого количества действительно ярких фрагментов. Неизвестно, повысили бы удаленные кадры рейтинг фильма, либо, наоборот, повлияли отрицательно. Часть удаленных кусков ленты можно увидеть в дополнительных материалах к диску с научно-популярным ужасом. Со слов постановщиков, полную версию не удастся создать в связи с тем, что вырезанные эпизоды были утеряны. Однако, часть неозвученных и незавершенных кадров можно увидеть на VHR носителях.
Сроки на монтаж и продолжительность картины сократились из-за «Титаника» Камерона, который готовился к выходу на большие экраны параллельно с «Горизонтом событий».
Несмотря на провал в прокате, кино вышло в топ по продажам на носителях. В связи с чем Парамаунт занялась, совместно с автором, выпуском версий с удаленными материалами.
На сегодняшний день можно наблюдать множество отсылок к сюжету во многих других популярных работах.
Фильм с годами стал культовой классикой. Режиссеру удается создать действительно жуткую атмосферу, которая несет свою мистику до самого конца. Сюжет прекрасно развивается, благодаря феноменальной игре актеров, но есть и недостаток — отсутствие развития персонажей (из-за сокращения хронометража фильма). Это также привело к исключению некоторых тревожных кровавых сцен.
С моей точки зрения фильм очень даже неплох.
Ностальгии по 90-м в музыке и общем научно-фантастическом стиле. Некоторые кадры не совсем соответствуют действительности, но декорации, на мой взгляд, совершенно невероятны для того времени. Фильм имеет некоторое сходство с "Солярисом", однако он гораздо более жестокий и мрачный.
Я думаю, что люди, которым нравятся научно-фантастические ужасы, не будут удивлены поворотами сюжета, но многие зрители получат удовольствие от разгадки.
Как корабль может знать ваши самые глубокие страхи и травмы?!