Сияние (The Shining), 1980
Сияние — один из самых интересных для осмысления фильмов Стенли Кубрика. Картина зацепила современников, несмотря на явное недовольство экранизацией Стивена Кинга.
Режиссер преобразовал идеи писателя и подарил нам совершенно иное произведение с совершенно иным смыслом.
Сюжет
Повествование начинается с того, что писатель по имени Джек Торренс находит для себя работу на 5 месяцев в дали от цивилизации. Это видится ему отличной возможностью для зарабатывания денег и уединения. Место действия — отель “Оверлук”, в котором нужен смотритель на зиму. Вместе с главой семейства туда едут жена Венди и их ребенок Дэнни. Несмотря на ворчливость отца, в начале вся семья выглядит вполне обычной.
Уже на месте начинает проясняться, что не так с этой семьей. Нам показывают грубость папаши, которая переходит в рукоприкладство, явные проблемы сына с психическим здоровьем и безвольность матери, которая совершенно ничего не может противопоставить вспышками агрессии мужа. Нас знакомят с поваром Диком Холлораном, который неожиданно для зрителей находит общий язык с мальчиком весьма непонятным способом.
Со временем обстановка в гостинице ухудшается. Становиться ясно, что “Оверлук” населяют непонятные сущности, которые сводят жильцов с ума. После контакта с одним из этих призраков у младшего из действующих лиц остаются следы удушья на шее, но Венди начинает обвинять в рукоприкладстве отца мальчика, который уже ломал ему руку. Обвиняемому же приснилось, как он убивает всю свою семью топором. Это отсылает нас к истории, рассказанной работодателями ещё в самом начале.
Торренс выглядел нервным ещё в начале повествования, но уже к середине от его действий, выражения лица и слов веяло самым настоящим безумием. В этом есть огромная заслуга Джека Николсона. Чем дальше двигался сюжет, тем менее реалистичными выглядели для антигероя призраки. После обвинений жены в рукоприкладстве в баре абсолютно пустого отеля он находит бармена, который как показалось, бесплатно наливает ему виски. Семьянин придет в этот бар ещё раз, но тогда здесь уже будет проходить бал.
На балу он познакомится с официантом, который окажется убийцей-смотрителем из рассказа работодателей. Грейди посвятит главного героя в мотивы своего преступления и наш «семьянин» их даже поймет. Дело в том, что к тому времени он уже обвинил во всех своих бедах окружающих и напился, хотя обещал супруге бросить. В этот момент зрителю окончательно ясно, что Торренс готов повторить преступление своего предшественника. Безумие его было также великолепно показано Николсоном.
На протяжении всей картины писатель старательно трудился над романом. Первая ссора с супругой возникла из-за того, что та его отвлекла от писательства. Однако ей до этого не было позволено прочитать ни страницы. Почему так происходило, мы поймем, когда она случайно увидит то, что всё это время печатал её муж. Вместо романа на страницах будет написана ровно одна фраза — поговорка. За этим вмешательством в писательскую жизнь супругу застукивает герой Николсона, который уже настроился на убийство.
Спасает бедолаг только Холлоран, который приехал на своем снегоходе в «Оверлук», так как с ним каким-то непостижимым образом связался его малолетний партнер по телепатии Дэнни. Сам Дик погиб, а вот на его машине несостоявшиеся жертвы сумели сбежать. Преступник замерз насмерть, но в самом конце нам показали его на фотографии 1923 года.
Смысл фильма
Важно, что автор представляет Торренса именно трагическим лицом. В нем много невменяемости и злобы, но в то же время на происходящее можно смотреть через осознание его подавленности. Может, он хотел бы всё свое время посвятить творчеству, но окружающие его всегда отвлекали. Он любил своего сына, но не мог справиться с алкоголизмом. Однако вместо того, чтобы изменить себя, начать борьбу, он предпочитает обвинять в своих бедах других. Даже пить он бросил исключительно ради сохранения брака, но при первой же ссоре начал умолять подать ему выпить, что отель великодушно и сделал. “Оверлук” вложил свой вклад в трагедию, но не его видения стали причиной убийства. Джеку нужен был лишь толчок к безумию, которым и становиться местная мистика. Эта история говорит о том, что все проблемы нужно искать в самом себе и не пытаться переложить ответственность на других.
Также нужно отметить и тайные смыслы картины. Стенли Кубрик явно обращает внимание на проблему домашнего насилия и алкоголизма. Ведь именно то, что отец сломал руку Дэнни ещё до начала событий кино, оказывается причиной появления у мальчика мистических способностей. Именно с момента рукоприкладства начинается тот необратимый процесс, который доведет до сумасшествия главного антигероя сюжета. Не последнее место в этом контексте занимает и зависимость главы семейства от алкоголя, ведь именно выпивка становится последним шагом становления маньяка.
Характеристика героев
Джек — писатель и семьянин. Он имеет взрывной характер и алкогольную зависимость. Он любит жену, но может вспылить, если та отвлечет его от работы. Напившись, он способен поднять руку на ребенка. Бороться с проблемами ему не дают слабая воля и просто отсутствие самого желания бороться. Итоговая катастрофа явилась продуктом того образа жизни, который вел персонаж.
Дэнни — совершенно обычный мальчик, который пострадал от домашнего насилия. После того, как ему сломал руку папаша, мальчик стал разговаривать с вымышленным другом, предсказывающим будущее. Также среди способностей мальчика был телепатия, которая спасла его с матерью от отца-психопата.
Самым неинтересным из персонажей была Венди. Она показана очень поверхностно и на протяжении всего фильма выступала исключительно в роли кричащей жертвы. В ней не было загадки, как в её сыне, в ней не было такого конфликта, как в самом антигерое. Режиссер предложил нам образ матери, которая при всей своей слабости пойдет с ножом защищать своего ребёнка против мужа с топором. В этом контексте можно подумать, что автор пытался показать силу матери, защищающей своего ребенка. В этом случае поверхностность образа служит для того, чтобы любая женщина была способна представить себя на её месте. Сыграла её Шелли Дюваль.
Заключение
Стенли Кубрик снял настоящий шедевр, актуальность которого не потерялась спустя пятьдесят лет. Как в случае с любым произведением искусства, каждый человек сможет найти в «Сиянии» что-то полезное для себя. И несмотря на какие-то мелкие недочеты, “Сияние” навсегда останется в золотом фонде мирового кино.
Почему Дик Холлоранн боялся комнаты 237? Он повар, так что я не вижу причин, по которым он мог бы иметь отношение к комнате 237, если только он не ночевал в ней.
Фильм подается как “погружение в безумие”, но Джек, по сути, с самого начала не в себе. Мы должны поверить, что отель испортил его, когда по дороге туда он с удовольствием проводит семинар по каннибализму?
Думала, что буду в ужасе от просмотра, никогда раньше не смотрела фильмы ужасов. Посмотрев "Сияние", я бы не назвал его страшным. Это просто безумие. Самые жуткие моменты — это когда случайные вещи происходят из ниоткуда. Просто маленькие случайные вещи, чтобы сбить вас с толку. Очевидно, что было много сделано для того, чтобы нервировать зрителей понемногу, независимо от того, нужно ли это для сюжета или нет.