Паразиты (Gisaengchung), 2019
Динамичная кинолента о хитроумных мошенниках, пороках и социальном неравенстве.
Сюжет
В полуподвальном помещении в ужасающих условиях живут супруги и двое детей. У них нет мебели, везде разбросаны вещи, бегают тараканы. Ки Ву, его роль исполнил Чхве У щик, и Ки Чон (Пак Со-Дам) ловят бесплатный интернет. Семейство, чтобы заработать на еду, собирает коробки для пиццы. Упаковки с браком, и сотрудница пиццерии недовольна, но юноша улаживает конфликт. Довольные обитатели мрачного жилья празднуют подключение телефона. К парню приезжает друг Мин Хёк (Пак Со-джун) и передаёт подарок дедушки – сувенирный камень, мельхиор, который приносит достаток. Он раздосадован, что вынужден уехать на стажировку и предлагает стать репетитором для его возлюбленной.
Ки Чжон ловко подделывает документы, и фальшивый студент приезжает в роскошный особняк. Его встречает экономка Гук Мун Гван (Ли Чжон-ын). Владелица элитного поместья Ён Гё (Чо Ё-джон) одобряет учителя. Парень, работодатели зовут его Кевин, знакомится с озорником Да Сонгом (Чон Хен), любителем рисовать. Аферист советует обратиться к талантливой художнице с уникальной методикой, подразумевая при этом сестру. Да Хе (Чон Чжи) откровенничает со своим преподавателем. Молодые люди робко целуются. Джессика заводит серьёзный разговор с госпожой и сообщает, что у мальчика психологическая травма, которую излечит арт-терапия по высокой цене. Взволнованная мама соглашается. Домой возвращается Тон Ик (Ли Сон Ген), и его шофер везёт девушку домой. Хитрая девица придумала коварный план. Она стянула с себя нижнее белье и оставила его в машине.
Хозяин находит «подарочек», он рассказывает об инциденте жене, подозревая шофера не только в «донжуанстве», но и в употреблении наркотиков. Женщина крайне встревожена, супруги увольняют жертву интриг. Разговор слышит Джессика, и невзначай упоминает, что знает интеллигентного и порядочного пожилого водителя. Ким приходит на собеседование и производит приятное впечатление. Авантюристы раздумывают, как избавиться от экономки. Она много лет управляет домом и крепко держится за место. Да Хе обмолвилась, что у Мун Гван жуткая аллергия на персики, от этого фрукта она кашляет, хрипит и задыхается. Кевин дает ей вдохнуть пыльцу. Работница спешит в больницу с приступом, там её фотографирует Ким и показывает снимок хозяйке. Он рассказывает, что домоправительница больна туберкулёзом. Ён Гё застаёт прислугу с навязчивым кашлем. Ловкач подбрасывает окровавленную салфетку, и судьба «старожилы» люксовых апартаментов предрешена. Господин сожалеет об увольнении опытной работницы, и Ким дает ему визитку кадрового агентства. В особняке появляется новая экономка, Чон Сук (Чан Хе-джин). Мальчик замечает, что вся прислуга пахнет одинаково.
Паки уезжают, чтобы отпраздновать день рождения сына. Кимы хорошо проводят время, пока не пришла Мун Гван и попросила впустить её, она забыла какие-то вещи в подвале. Выяснилось, что за потайной дверью есть бункер, в котором уже 4 года скрывается от кредиторов её муж, О Гын Сэ (Пак Мен Хун). Избитая женщина протягивает деньги и просит кормить добровольного узника. В это время, оступившись, в подземелье падает весь «клан» Ким. Ночная гостья снимает их на телефон и грозится отправить хозяевам. Супружеская чета перебирается в гостиную, шантажируя паразитов. Происходит потасовка, сотовый утерян, О Гын Сэ связан, его жена без сознания. Раздается звонок, Паки возвращаются, и героиня Чо Ёджон просит приготовить любимое блюдо именинника. Чон Сук наскоро убирает и невозмутимо встречает Паков. Женщина сталкивает бывшую экономку с лестницы. Миссис Пак откровенничает, что у сына проблемы со здоровьем из-за призрака, персонаж Чан Хе Чжин понимает, что ребенок видел подвального жильца.
Джессика, Кевин и их отец выбираются из дома незамеченными. Они бегут под проливным дождем, их бедное жилище затоплено. Мошенники ночуют в спортзале, и глава признается, что у него нет плана, он не знает, что делать дальше. Несчастная пленница в бункере скончалась.
Богатая семья организует грандиозный праздник, они приглашают репетитора и художницу. Ким в ужасном состоянии, он потерян и разбит. Разобраться с ситуацией решает юноша, он берет мельхиор и спускается под землю. На него нападает персонаж Пак Мен Хуна, разбивает ему голову и с огромным тесаком выходит на улицу. Гости в страхе разбегаются, убийца пронзает грудь Джессики. Окровавленная жертва падает, отец спешит к ней на помощь. О Гын Сэ нападает на Чон Сук, в драке она пронзает его шампуром, тот умирает. Да Сонг теряет сознание, видя «привидение», и Тон Ик приказывает Киму отдать ключи. Они падают рядом с телом психопата, мистер Пак, сморщившись, их поднимает. Шофер вспоминает, как презрительно хозяин отзывается о его запахе, впадает в состояние аффекта и вонзает в богатея нож. Безумный мужчина убегает.
Кевин приходит в себя после тяжелой травмы. Его и мать осудили, но дали условный срок. Сестра умерла, отца так и не нашли. Юноша периодически смотрит на роскошное поместье. Он видит сигналы азбуки Морзе и расшифровывает их. Папа спрятался в подвале, выбирается наружу, пока новые жильцы спят. Парень решает, что должен разбогатеть и купить злосчастный дом. Он представляет себя богачом, сидя в бедной каморке на старом диване.
Смысл фильма
Режиссер Пон Чжун Хов в своей картине поднимает извечную тему социального неравенства. Два параллельных мира, классические «богатые» и «бедные». Но представители элиты не выглядят нарочитыми эксплуататорами, хотя нотки превосходства присутствуют в разговорах супругов. А выходцы из низшей прослойки не вызывают симпатии, они мелочные, эгоистичные потребленцы. Самозванцы из южнокорейских «трущоб» успешно проникают не только в изысканное жилище любимчиков Фортуны, но и становятся частью их жизни. В ленте отражена некая «криминальная эволюция», главные герои в начале своего пути к обогащению используют только подлые приёмчики без применения физического насилия, а к финалу вырастают до жестоких убийц.
Не обошлось и без политического подтекста, один из персонажей пародирует северокорейские новости.
Характеристика героев
Кевин – умный и находчивый юноша. У него есть цель, он мечтает учиться в университете. Впечатлительный, любитель метафор, считает дерзость важным качеством, с помощью которого можно добиться многого. Пишет поведенческие сценарии для родных, которые неизменно приводят к успеху. В кризисный момент берет на себя ответственность, не надеясь на родителя, любит и оправдывает его.
Джессика – яркая девушка. Очень артистична, сообразительна, молниеносно просчитывает выгоду, хороший психолог и легко дурачит хозяйку, знает как приструнить сорванца. Устраивает родителей на работу.
Ким – глава семейства. Мошенник слаб духом, он опустился на «дно», но не борется, а плывет по течению. Он гордится криминальными талантами отпрысков. Самое «слабое звено», не раз балансирует на грани фола, не убедителен и выходит за рамки своего образа. Самолюбив и завистлив.
Чон Сук – сильная и хладнокровная, ничем не выдала своего волнения, когда господа внезапно нагрянули. Любит мужа и никогда не упрекала, что он не смог прокормить близких. Простовата и груба.
Тон Ик – влиятельный и уверенный в себе. Хороший семьянин, заботливый папа, потакает капризам второй половинки.
Ён Гё – инфантильная, искренняя, добрая и щедрая. Разбаловала младшего ребенка, идет на поводу его желаниям.
Да Хе – скромная, неуверенная в себе барышня. Не побоялась признаться в своей симпатии к репетитору. Хрупкая девчушка смогла потащить на себе раненого возлюбленного.
Да Сонг – непоседа и шалун. Умный ребенок смог разгадать азбуку Морзе.
Мун Гван – отличная домработница, содержала дом в чистоте, прекрасно готовила. Оберегала благоверного, заботилась о нем. Злопамятна, хотела насладиться своим превосходством, шантажируя отснятым видео.
О Гын Сэ – добровольный узник. Предпочел жалкое существование в каменном «мешке», прячась от коллекторов. Смерть жены лишила его разума, он был готов покалечить любого, кто попадется ему под руку.
Заключение
Работа Пон Чжун Хов отмечена Золотой пальмовой ветвью и Оскарами. Удивительная лента совмещает в себе несколько жанров без плавных переходов: забавная комедия трансформируется в остросюжетный триллер, который перетекает в шокирующий хоррор. Игра актеров бесподобна – «голодранцы» кажутся благопристойными людьми, улучшения прослеживаются не только во внешнем облике, они преображаются внутренне. Неизменным остается только запах, стойкий смрад подвала, бедности, отчаяния и безысходности. Создатели фильма показали, как живут люди по плану, которого нет.
Кино изобилует символами – камень благополучия, который идет ко дну и станет орудием возмездия. Трагические повороты сопровождает проливной дождь, а затопление подвального помещения и фонтанирующие нечистоты ассоциируются с плачевным положением дел семейки. Органичное музыкальное сопровождение усиливает эмоциональную составляющую. Сочная картинка отражает контраст между двумя «вселенными», праздностью и борьбой за выживание.
К недостаткам картины критики относят нелогичность поведения персонажей, отсутствие тайных посылов, прямую мораль. Градус цинизма зашкаливает, а количество «внутренних демонов» у героев шокирует.
На холме стоит дом, и в нем живут люди. Они милые, но не очень. Там есть сад, где они получают много солнечного света. И там хорошо, и они иногда там спят.
Есть дом под землей, и в нем живут люди. И они первые скажут вам, что они не очень хорошие: они аферисты, мошенники и самозванцы. Они сидят среди вонючих клопов, и они были там так долго, что, возможно, убедили себя, что им там самое место.
Есть камень, и это дар, но это также и бремя. А может быть, это метафора, но это и просто камень: твердый и тяжелый, его трудно таскать с собой, и он опасен в чужих руках. Некоторые люди скажут вам, что он должен приносить богатство. Но опять же, это всего лишь камень.
Есть черта, и ее нельзя переступать.
Есть запах, и он исходит из-под земли. И люди, живущие в доме на холме, чувствуют этот запах. А люди, живущие под землей, пытаются представить себе жизнь под солнцем, будущее, где они не будут просто мусором, который смоет дождем. Но этот запах прилипает к ним, и они знают, что никогда не смогут по-настоящему принадлежать себе.
Есть мир, и он красивый, но не совсем. Есть дома на холмах и дома под землей. Солнца много, но оно не для всех. Есть люди, благодарные за то, что они рабы, и люди, недовольные тем, что им прислуживают. Существуют системы, в которых мы рождаемся, и они создают эти границы, которые нельзя переступать. И мы все мечтаем о чем-то лучшем, но мы так долго жили с этими границами, что убедили себя, что ничего нельзя сделать.
Есть нож. И в долгосрочной перспективе он мало что дает, но всегда будет какое-то удовлетворение от пересечения некоторых линий.
Одна из интерпретаций концовки, хотя и весьма натянутая, заключается в том, что сын все еще находится в коме. Слежка копов, сигналы азбуки Морзе с заснеженного холма, доктор, который не похож на доктора, детектив, который не похож на детектива, и т. д. выглядит и звучит как лихорадочный сон…
Дважды Ким спрашивает у Пака: “Вы любите свою жену”, и оба раза он как бы уходит от прямого ответа. В первый раз он замешкался и сказал “… да, давайте назовем это любовью”, а во второй раз он просто сказал: “Слушай, ты получаешь деньги, просто делай свою работу”. Какой в этом смысл?
Чтобы показать, что Пак не хочет общаться с Кимом как с равным. Ким — прислуга и он не должен разговаривать с Паком, как с близким или равным человеком.