Начало (Inception), 2010

Герои фильма попадают в сон внутри сна.


Кристофер Ноллан начинает с нуля (как и Пиаф, чья песня звучит в фильме рефреном) и… выигрывает. Оскар за лучшую операторскую работу (Уолтер Пфистер), лучшие визуальные эффекты, лучший звуковой монтаж. Кассовые сборы только от проката кинокартины свыше 800 млн. долларов.

Пожалуй, именно с этой работы окончательно оформился творческий стиль режиссера – красочный рассказ о фантастических мирах многослойных иллюзий. Его герои – отчаянные путешественники во времени и пространстве, настоящие Одиссеи будущего, легко и без тени сомнения, перемещающиеся в это будущее, даже если оно всего лишь сон или игра чужого подсознания. Внешний вид этих проекций ограничен лишь собственным воображением спящих. В этом мире им придется драться за свое счастье с чужими недружелюбными призраками, по-настоящему, а не во сне терять любимых и друзей. Для этого нового мира Ноллан даже создал специальный вокабуляр. Привычные слова: архитектор, внедрение, выброс, извлекатель, проводник, объект и ряд других – приобретают особенное значение и новый смысл. Собственно, у режиссера было на это время, он вынашивал свой замысел более десяти лет!

Сюжет

Чтобы путешественники не сбились с пути, Ноллан дает им проводника – талантливого молодого архитектора Ариадну (Эллен Пейдж), которая способна вывести героев из любого лабиринта Минотавра. Но появляется она не сразу, а лишь тогда, когда главный герой Доминик Кобб (Леонардо Ди Каприо), профессия которого промышленный шпионаж (извлечение нужной информации непосредственно из подсознания жертвы), в результате неудачной операции теряет своего прежнего архитектора Нэша (Лукас Хаас). Коббу нужен новый архитектор, он подписался на опасный контракт, способный вернуть его к детям, оставленным на попечение бабушки и дедушки Майлса (Майкл Кейн) после самоубийства их матери и жены Доминика Мэл (Марион Котийяр).

Но никто не уходит просто так в проекциях Кристофера Ноллана! Мэл становится навязчивой идеей Кобба, появляется в каждом из уровней подсознания. Комплекс вины перед погибшей женой заставляет главного героя вновь и вновь воспроизводить болезненную иллюзию. Далее по Фрейду, как по учебнику: перенос негатива от пережитой трагедии на проекцию Мэл. В результате прекрасный печальный образ становится злым, мстительным, как фурия, а порой и просто стервозным. Она постоянно вредит, мешает и строит козни всем участникам преступной группировки под предводительством ее бывшего мужа.

Доминик с другом и подельником Артуром (Джозеф Гордон-Левитт) прорабатывают детали операции. Она отличается от предыдущих сложностью и многоуровневостью. Если раньше преступники похищали секреты у спящих бизнесменов, то теперь им, наоборот, придется внедрить в мозг жертвы несвойственную ей мысль. Заказчик преступления Сайто (Кэн Ватанабэ) мечтает разрушить империю конкурента – Мориса Фишера (Пит Постлетуэйт), находящегося при смерти. Действовать решено через его сына Роберта Майкла Фишера (голубоглазый ангел Киллиан Мёрфи), который со дня на день должен возглавить компанию отца.

В процессе подготовки преступления к банде присоединяются Имс (Том Харди) и Юсуф (Дилип Рао). Первый – искусный карманник и талантливый имитатор, способный принимать любые личины, от сексапильной блондинки в лобби отеля, до брутального Питера Браунинга (Том Беренджер) — “правой руки Фишера-старшего, крёстного отца Фишера-младшего”. Второй – химик, составитель усыпляющих веществ и ядов.

Все. Команда набрана. Операция начинается! С этого момента зритель должен быть предельно внимателен. Прогулка за чипсами отменяется. Есть риск утратить нить Ариадны повествования. Структурированные японцы даже добавили номера и названия уровней сна в прокатную версию кинокартины.

Все действующие лица размещаются в самолете, где Фишеру младшему подмешивают снотворное в напиток. Все засыпают и попадают:

STEAMPAY [CPS] RU
  1. На первый уровень сна, модератором которого является Юсуф. Команда похищает Роберта и заталкивает его в фургон. Создав наследнику империи Фишера стрессовую ситуацию, преступники путем манипулятивных методик надеются посеять в его мозг идею отказа от наследства. Подсознание жертвы посылает на помощь проекции коммандос, способных уничтожить похитителей. Они спасаются в фургоне, где переходят…
  2. На второй уровень сна, который снится Артуру. Действие переносится в стильный отель с классическим интерьером. Фишером вновь манипулируют при помощи проекции Браунинга. Однако и здесь злоумышленники терпят неудачу. Им приходится заманить жертву дальше…
  3. На третий уровень — видения в жанре экшн от Имса. Перед нами снежный пейзаж, словно только что отсюда уехала съемочная группа бондианы, и такой же “рваный” стиль монтажа — нарезка из всех эпизодов приключения. Кажется, Фишеру наконец-то удалось проникнуться идеей разрушения империи отца. Всем, что называется, пора сваливать. Чтобы безболезненно покинуть эту психоделическую матрешку, героям предстоит осуществить выброс одновременно на всех этажах подсознания. Им практически удается синхронизировать все происходящее, несмотря на разницу в восприятии времени в разных локациях. Застрял только раненый Сайто. Его “похитила” Мэл. Кобб решает опуститься еще ниже…
  4. В психологические перверсии своих взаимоотношений с бывшей женой. Он рискует навсегда остаться в лимбе, но не может бросить заказчика, ведь тот обещал ему “всего один звонок”, способный помочь воссоединиться с детьми.

Лимб – в католицизме место для душ, не заслуживающих низвержения в ад, но и рай им недоступен. Однако, это и не чистилище в общехристианском понимании. В Божественной комедии Данте лимб – первый круг ада, где находятся души некрещенных младенцев, поэтов, врачей, философов и прочих атеистов и сомневающихся.

У Ноллана лимб – место вечного пристанища путешественников по чужому подсознанию. Вырваться оттуда могут лишь немногие, наиболее сильные извлекатели. Например, Кобб побывал там дважды. Переосмысление и использование теологических понятий говорит о глубоком классическом образовании Ноллана. У Тарантино такого не встретишь.

Жизнь после премьеры

Сразу после появления сообщений о выходе картины на экраны, его создатели запустили вирусную рекламу в интернете. Ее отголоски встречаются там и по сей день. Дальше – больше. Уже сейчас в сети можно найти фан-клубы, использующие вокабуляр из кинофильма.

Существует и поддерживается он-лайн игра “Начало”. Финансовый успех проекта подталкивает Warner Bros к созданию сиквела. У большинства исполнителей в контракте значится возможное продолжение работы над этой темой.

Очевидно, у детища Кристофера Ноллана есть все шансы потеснить “Матрицу”, снятую в прошлом веке. В новом столетии место лучшей кинематографической антиутопии пока свободно.

4 ответов к “Начало (Inception), 2010”
  1. Кобб вспоминает, как дети называют его вымышленным именем, что является небольшим указанием на вероятность того, что он видит сон.


  2. ЗооОптТорг
  3. Имс притворяется Браунингом, дядей Фитчера, чтобы получить от него комбинацию на ПЕРВОМ уровне сна. На ВТОРОМ уровне Браунинг является проекцией самого Фишера и говорит ему, что он действительно похитил его в первом сне (который, по мнению Фишера, является реальностью). Итак, на втором уровне, проекция Браунинга обманула Фишера и сказала кое-что, что было полезно для остальной группы. На ТРЕТЬЕМ уровне больной отец Фишера сказал ему, что любит его (ПОБОЧНЫЙ ВОПРОС: на самом деле, он действительно был просто разочарован и не любил его, верно?). Опять же, его отец, как и Браунинг на втором уровне, никем не контролируется, но обманывает Фишера. Как такое возможно? Разве не должно происходить обратное, потому что это проекторы Фишера?

    ПОБОЧНЫЙ ВОПРОС 2: Мне понравился этот фильм, но думаете ли вы, что такие странные вещи ушли от критики со стороны рецензентов только потому, что они происходили во сне? Например, как вы думаете, рецензенты должны быть более строгими в таких странных вещах, как упомянутые выше, или концепция сновидений в этом фильме является реальным оправданием того, что это так странно и сходит с рук?

    1. “На первом уровне я могу выдать себя за Браунинга и предлагать идеи его подсознанию. Затем, на втором уровне, проекция Браунинга должна передать идеи обратно ему”.

      Так он дает себе идею?

      “Точно. Это единственный способ внушить человеку, что он придумал все самостоятельно”. Именно поэтому они решили реализовать такой сложный план.

      Это был основной план. Дайте Фишеру идею о разделении его компании на первом уровне. Пусть он вернет её себе на втором уровне. Затем закрепите эту идею глубоко в его подсознании на третьем уровне, создав пространство, которое он заполнит чем-то, что поможет укрепить эту идею. В таком случае она получит дальнейшее развитие, и шансы на успех в деле существенно повысятся.

      Как они узнали, что это сработает?

      “Начало не в том, чтобы быть конкретным. Нам придется работать с тем, что мы найдем, когда спустимся туда”.

      Таким образом, было задействовано много неизвестных переменных. Они надеялись все грамотно просчитать и воспользоваться этим.

      “У тебя есть один час”. “Час? У меня должна была быть вся ночь, чтобы взломать это”.

      Усиленный цейтнот, созданный обученным подсознанием Фишера, означал, что у Имса было намного меньше времени, чтобы пытаться насаждать идеи. Это происходит на втором уровне, когда Имс и Сайто замечают проекцию Браунинга.

      “Давайте проследим за ним и посмотрим, как он себя ведет, чтобы мы могли определить, начинает ли Фишер формировать мотивы так, как мы хотим”.

      Таким образом, здесь был элемент неуверенности, пока проекция Браунинга не добралась до комнаты и не вступила в конфронтацию с Фишером, и группе стало ясно, что Фишер начал думать так, как они надеялись. С третьим уровнем все еще оставалась неопределенность.

      “Что там внизу?” “Надеюсь, мы хотим, чтобы Фишер нашел правду”.

      И позже Имс говорит: “Жалко, я действительно хотел увидеть, что там было”.

      Успех был достигнут благодаря действиям Браунинга на первом уровне, когда он сумел создать необходимую цепочку событий, которая и сформировала результат. И в конце мы видим, насколько Имс был в конечном итоге прав. Но все же было много удачи и нюансов.

      “Это очень тонкое искусство”.

      Надеюсь, это проясняет ситуацию, а не добавляет путаницы.


  4. Kinguin
  5. Нолан прямо заявил, что хотел оставить фильм открытым, оставить в сознании зрителей вопрос:

    "Что есть реальность?".

    Он хотел, чтобы мы обсуждали природу реальности как таковой, а не постоянно спорили о том, что же на самом деле произошло в фильме. Дело в том, что, забравшись достаточно далеко в сон, мы перестаем понимать разницу между тем, что реально, а что нет.

    Кобб заставляет жену сомневаться в собственной реальности, заставляет ее поверить в то, что ее реальность не реальна и что ей просто нужно проснуться.

    Кобб, как и многие из нас, строит сложные миры фантазий, в которых в конце концов оказывается в ловушке. В итоге его жена сходит с ума, убивает себя и подставляет его. Из-за чрезмерного увлечения фантазиями он теряет все, что было ему дорого, – жену и детей.

    Нолан сам является творцом фантазий, он просит нас усомниться не в его фантазиях, а в наших собственных.

    "Настоящая ли это жизнь? Это просто фантазия?"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *