Внутри (Inside), 2022
Удивительно, что мы все не сошли с ума. Как мы вообще пережили первые дни пандемии, казавшиеся бесконечной эпохой.
Когда многие из нас проводили долгие часы, запершись в своих маленьких унылых башнях, пленники в трениках, с тоской глядя на внешний мир? Интригующе странный психологический триллер Василиса Кацуписа не является притчей о пандемии как таковой, но он наверняка воскресит в памяти тревожные воспоминания о тех днях.
Сюжет
Немо (в исполнении Уиллема Дэфо) — похититель произведений искусства, который проникает в роскошную квартиру на Манхэттене, принадлежащую коллекционеру и заполненную всеми его современными произведениями. Нью-Йорк виден на стоковых кадрах и в проекциях за пластиковым стеклом, и на самом деле эта очевидная студийная нереальность не является неуместной.
Вор Дэфо, работает с сообщником, который общается с ним по рации и ведет его в дом, давая четкие инструкции о кодах безопасности и т. д. Ему нужны картины Эгона Шиле, но автопортрет, который они хотели заполучить, находится не там, где они предполагали. Немо начинает искать его, и, возможно, именно это незапланированное изменение маршрута приводит к катастрофической блокировке системы безопасности. Стальные двери с лязгом захлопываются, температурный контроль сбивается.
Сообщник Дефо бросает его, игнорируя отчаянные крики в рацию, и теперь вор совершенно один. Немо вынужден разгребать остатки еды в холодильнике, ему приходится пить воду из системы для полива растений по таймеру. Туалет засорился, и он вынужден испражняться в скрытый бетонный бункер для супер-специальных произведений искусства. По мере того, как герой Дефо медленно сходит с ума, он начинает одержимо следить за уборщицей по имени Жасмин, которую он может видеть через все еще работающий экран системы видеонаблюдения, и начинает думать, как ему сбежать.
Произведения искусства, украшающие стены, проницательно подобраны. Фотография человека, обмотанного скотчем, высмеивает участь заключенного. Неоновые трубки по завышенным ценам размещены здесь, чтобы мы могли с нетерпением ждать, когда их разобьют. Наши безотчетные представления о ценности постоянно подвергаются насмешкам. Например, когда голодающий Немо находит несколько заплесневелых апельсинов. Подождите, это же бетонные скульптуры. Немо бросает их в окна. Голодного человека не волнует, что скульптор апельсинов, Альваро Урбано, хотел прокомментировать культурное загнивание во времена диктатуры Франко.
Фильм теряет темп где-то после восьмого заката, когда дни начинают смешиваться друг с другом, а режиссер добавляет ненужные галлюцинации. Когда наступает скука, нам предлагают помолчать и поразмышлять над собственным определением искусства, пока Немо-преступник превращается в Немо-созидателя. Его возвышающиеся конструкции для побега — это инструменты. Его наводящие тоску рисунки на стенах — терапия. И оба они заслуживают такого же почтения, как и все, что имеет ценник.
Смысл фильма
Это фильм, который, возможно, крутится в колесе с точки зрения развития повествования или, более того, идей.
Возможно, смысл в том, что инвестиции в искусство для сверхбогатых людей уже являются стерильной духовной тюрьмой. А может быть, Кацупис и Хопкинс предлагают нечто иное: в то время как человечество разлагается и умирает, как вор-отшельник Дэфо, искусство продолжает существовать, упорствуя в своей бездушной манере, и даже предлагает своего рода побег. Это странный, замкнутый опыт.
Характеристика героя
Дэфо — изобретательный и ловкий актер, обладающий характерными чертами лица. Все это делает его идеальным для этого «шоу одного человека». Он призван передать эмоциональное состояние Немо через свое тело. Изображения его спины и сгорбленных плеч заполняют кадр. Он лежит на полу в позе зародыша, и камера терпеливо приближается к складкам его шеи и рук. Его тело становится холстом, на котором режиссеры передают не только одиночество героя, но и ненужность коллекционирования предметов искусства как имущества.
Реминисценции
Главный герой напоминает постмодернистского Робинзона Крузо (или, может быть, Роберт Мейтланд из «Бетонного острова» Дж. Г. Балларда). Застрявший в мире, где роскошь и все предметы искусства (холсты, скульптуры и видеоарт-инсталляции, бесконечно и бессмысленно играющие в специальной комнате) мгновенно превращаются в бессмыслицу.
Заключение
В этом фильме есть пульсация клаустрофобической паники и отчаяния. Что-то вроде того, что любой из нас может почувствовать, находясь на выставке современного искусства и долго-долго не находя выхода. Может быть, сам фильм стремится к безразличному холоду невообразимо дорогого произведения современного искусства.
Втайне надеялся на какой-то интригующий поворот сюжета и более интересную развязку! Например: у владельца квартиры везде развешаны камеры, а Немо — экспонат для него и его друзей. По какой-то причине единственный голос, который мы слышим — это напарник по рации. И я подумал, что, возможно, это и есть владелец, который подставляет похитителей произведений искусства.
При просмотре чувствовалось, что фильм должен был быть более сюрреалистичным. Но слишком много внимания уделено попыткам Немо добыть еду и воду, что придает фильму реальность и заставляет зрителя задавать реалистичные вопросы вроде: "Почему отключили воду, а не электричество? Почему система термостата так беспорядочно срабатывала из-за поломки монитора? Почему Дефо не отрастил бороду? Кто должен был кормить рыб?" и т.д. и т.п. Все приземленно, за исключением тех моментов, когда что-то не имеет смысла, и это отсылает к легкому сюрреализму.
Было также ощущение, что нас подготавливают к тому, что фильм станет тайной о квартире и коллекционере произведений искусства, которую раскрывает Дефо. Но нет, кроме того, что мы узнаем, где был автопортрет, мы ничего не узнаем о коллекционере, о том, кем он был, и почему он создал эту невероятно странную квартиру.
Это аллегория Чистилища? Не совсем ад, но и не очень приятное место. В конце он возносится на небеса, отбыв свой срок и став художником, которым всегда хотел быть…
Некоторые моменты меня насторожили с точки зрения логики:
Пожарные или, по крайней мере, соседи придут, если вы включите распылители и зальете всю квартиру. Вода протопила бы несколько этажей вниз.