Ломка (Resolution), 2012
«Ломка» — малобюджетный научно-фантастический хоррор с отсылками к Лавкрафту и другим авторам.
Сюжет
Майкл (Питер Силелла) получает видео, на котором его приятель-наркоман Крис (Винни Каррен) валяет дурака в ветхом доме в лесу, на окраине индейской резервации. Крис пристрастился к наркотикам, и Майкл хочет еще раз попытаться помочь ему избавиться от зависимости. Он приезжает к своему другу, и после того, как ему не удается убедить Криса отказаться от наркотиков, приковывает его наручниками, давая время подумать. Майкл остается у своего друга на семь дней, после чего планирует предложить трезвому Крису последний шанс на реабилитацию.
Постепенно Майкл начинает находить любопытные предметы в доме и вокруг него. Он обнаруживает старые записные книжки французских исследователей, которые, очевидно, были на этом месте в прошлом, а также загадочные виниловые пластинки и старые фотографии, на которых запечатлены странные события. Крис объясняет, что многие странные люди приходят сюда, чтобы потеряться. Но даже ему становится любопытно, когда в том мусоре, который Майкл продолжает находить, начинают попадаться факты, касающиеся их собственной ситуации. В конце концов, они натыкаются на старую кинопленку, на которых изображены они сами, и начинают беспокоиться, что стали жертвами какого-то неизвестного заговора.
Фильм заканчивается внезапно, без фактического разрешения. Сила в лесу, наконец, открывается Крису и Майку (мы получаем только кадр, поэтому не видим, что это на самом деле — но это явно что-то огромное и ужасающее).
Смысл фильма
Большая часть «Ломки» состоит из разговоров Майкла и Криса. Они спорят, вспоминают, обсуждают жизненный выбор. Спор о том, что значит быть хорошим человеком, и является ли забота о друзьях эгоистичным поступком или нет, говорит о специфике центральных отношений, которые лежат в основе фильма.
По мере того, как на двух братьев обрушивается поток таинственных записей, «Ломка» становится историей об историях, где некая внеэкранная угроза (предположительно включающая зрителей) требует насильственного завершения своего повествования, чтобы получить удовлетворение от пережитого.
Характеристика героев
Крис — классический наркоман. Обманом, ложью и воровством он проложил себе дорогу в сточную канаву. Крис — ходячий мертвец, которого все друзья списали со счетов. Поведение Криса и его диалоги очень забавны. Он предстает не как обдолбанный наркотиками придурок, а как симпатичный парень, который когда-то был душой вечеринок и до сих пор может запомниться тем, что был забавным и веселым.
Майкл — сдержанный семьянин. В нем есть нотка жути, которая подчеркивает доброжелательную атмосферу, что делает его присутствие достаточно тревожным.
Заключение
«Ломка» — это не страшилки или кровавые смерти. Фильм воздействует на ментальном уровне через дискомфортное настроение и чувство тревоги. Тот, кто не хочет или не может погрузиться в эту атмосферу, не почувствует ничего из вышеперечисленного. Те же, кто готов к психологическому триллеру с захватывающей тайной, напротив, почувствуют «Ломку» в состоянии, которое можно с уверенностью определить как ужас.
На многих фильм подействует магически. Другим же техника повествования и артхаусная атмосфера просто не понравятся. Но он непредсказуем, умен, уникален и чрезвычайно увлекателен.
На мой взгляд, это более эффективная попытка сделать что-то похожее на "Хижину в лесу".
Насколько я могу судить, "сущность" фильма — это мы, зрители. Фильм играет на наших ожиданиях от фильма ужасов. Есть несколько подсказок, которые я заметил после второго просмотра и которые, как мне кажется, подтверждают это.
Прежде всего, это декорации, где герои находят множество улик, которые наводят на мысль, что за ними что-то наблюдает. Нам, как зрителям, предлагается множество различных персонажей, которые могут быть ответственны за это. Среди них: наркоторговцы, индейцы, члены церкви, странствующий коммивояжер, сатанинский культ и дневник о телекинезе, женщина в окне, правительство, человек в пещере и человек в трейлере.
Каждый из них предлагает путь, по которому может пойти фильм, но по мере того, как каждый из них приходит и уходит, их сменяют следующие. В конце концов они приходят к пониманию, что откуда бы ни шел фильм, он идет под углом, который невозможно уловить человеку. К тому моменту, когда отснятые кадры догоняют настоящие, ближе к финалу, фильм начинает предлагать зрителям концовки, которые они могли бы ожидать, и по мере того, как они избегают каждой из них, фильм продвигается вперед и предлагает следующую.
В этот момент я думаю, что персонаж Майка не совсем понимает, что происходит. На протяжении всего фильма он говорит о разных историях и концовках, которые ему открываются. Он не может покинуть хижину и пойти домой, потому что фильм последует за ним и в конце концов включит в концовку его жену, поэтому он решает остаться и имитировать то, что он видит в киноленте, чтобы наконец найти какую-то концовку, чтобы фильм остановился и он смог продолжить жить.
Огромной подсказкой является беседа с мужчиной в трейлере, который рассказывает о причинах, по которым люди (зрители) приезжают в такие места, и перечисляет множество причин: призраки, инопланетяне, культы, секретные военные базы и т. д. Другими словами, он говорит о том, почему фильмы ужасов происходят именно в таких местах и что мы ожидаем обнаружить там от персонажей. Далее он снова и снова упоминает "начало, середину, конец", играя с зеркалом и рассказывая о "пленке", которую он видит, глядя во вселенную. Перемещая зеркало вперед-назад и изучая отражение, он останавливает его на лице Майка. Отражение видно только с нашей точки. Оно имеет значение только для нас.
Концовка — это буквально восстание зрителей, взбудораженных очевидным хэппи-эндом, которого достигли герои, и требующих того, ради чего пришли. Персонажи просят еще один шанс, еще одну попытку достичь развязки, которую мы сочтем удовлетворительной, но в то же время и той, в которой они живут. Они бегут от нас, зрителей, и от конца фильма.
На протяжении всего фильма есть еще несколько небольших подсказок, в том числе один раз, когда экран вспыхивает и Крис смотрит прямо на нас, спрашивая "что это было?".
Сравнения с "Хижиной в лесу" мне совершенно непонятны. С моей точки зрения, это была интересная отсылка к истории об индейском захоронении с привидениями. Однако вместо злобного духа, здесь "сущность", застрявшая между своей и нашей реальностью, которая пытается с помощью главных героев разобраться в происходящем.
Единственное, что меня смутило, — это сама концовка: Крис и Майк в итоге использовали всю информацию, которую им предоставила "сущность". Она словно пыталась подвести их к развязке "истории", которая закончилась тем, что они остались живы и здоровы (Крис и Майк восстановили свою дружбу, а Майк согласился обратиться за реальной помощью). Но когда они это сделали, "сущность" дала о себе знать. Угрожала ли она им на самом деле или просто проявила себя?
Майк признается, что ему нужно сделать что-то значимое, прежде чем он сможет жить тихой семейной жизнью. Крис намекает на то, что Майк никогда не был "мужчиной". Поступок, направленный на спасение друга — путешествие героя. Как и во всех классических историях, героя направляет высшая сила, он сталкивается с огромным количеством трудностей, очень часто спускается в подземный мир и в конце концов одерживает победу или в данном случае "получает концовку", которая, по мнению Майка, необходима для завершения путешествия. Когда появляется сущность, неизвестно, было ли путешествие успешным или неудачным. Реакция друзей — Крис падает на колени, а Майк стоит на ногах — на появление сущности в конце. Это говорит, по крайней мере, мне, о том, что они уже сталкивались с этим монстром раньше.