Солтберн (Saltburn), 2023
Сексуальное желание может быть извращенным, и Эмиральда Феннел не боится показать темную сторону похоти и страсти.
В фильме режиссер направила свое внимание на британский высший класс — таких неопределенно аристократичных и декадентствующих людей, которые могут похвастаться огромным богатством и привилегиями, а также поместьем, которое настолько велико, что имеет собственное название: Солтберн.
Сюжет
Оливер Квик, «стипендиат», поступивший в Оксфордский университет в 2006 году вместе со множеством самых блестящих молодых людей Великобритании. В то время как его туда привел неустанный труд, их места были обеспечены наследством, фамилиями и кучей пожертвований. В то время как он выглядит ужасающе убого в очках и пиджаке, они выглядят круто в спортивных штанах Juicy Couture и с пирсингом в бровях.
Несмотря на неприязнь со стороны одноклассников из высшего общества, Оливера тянет к Феликсу, воплощающему привлекательность во всех смыслах этого слова. Во время случайной встречи Оливер одалживает Феликсу свой велосипед, увидев, что у того спустило колесо по дороге на занятия. «Оливер, я люблю тебя! Я люблю тебя! Я люблю тебя!» — восклицает Феликс, прежде чем уехать. Так начинается их дружба.
Дальше между Оливером и Феликсом завязывается что-то, переходящее границы дружеских отношений. Они обмениваются поцелуями в щеку, рассказывают о своем прошлом, о детстве и говорят «Я тебя люблю». Вспышки ночей, проведенных в танце под стробоскопами, с бутылкой в руке, перетекают в моменты с обсуждением их семей, где Оливер рассказывает голубоглазому Феликсу, что его родители борются с зависимостью и психическими заболеваниями.
В университете жизнь Оливера складывается как никогда удачно, пока однажды ему не звонит мать. В слезном признании Оливер рассказывает Феликсу, что его отец погиб в результате несчастного случая. Что же остается делать Феликсу, как не пригласить его провести лето в загородном поместье своей семьи, Солтберне?
Как только Оливер прибывает в Солтберн, на нас обрушивается целый ряд пародий на представителей высшего класса, известных также как семья Кэттон.
Смысл фильма
Через поместье и его обитателей режиссер демонстрирует роскошь. Но Солтберн не задумывался как язвительный комментарий к высшему обществу. Конечно, в фильме есть несколько сцен и остроумных реплик, высмеивающих Кэттонов — показывающих, как богатство позволяет им жить в своей собственной реальности, — но они никогда не делают ничего такого, что заставило бы зрителя испытывать к ним неприязнь.
Поэтому, когда они встречают свой безвременный конец, зрители испытывают противоречие, а не удовлетворение. Мы полюбили этих персонажей, возможно, они нам даже нравятся, и мы, конечно, не рады их уходу.
Оксфордские однокурсники и Кэттоны в один голос бросают оскорбления, что Оливер — подхалим, отчаянно пытающийся проникнуть в общество, в котором ему не место. Поначалу эти замечания кажутся несправедливыми, но когда режиссер показывает зрителям, что именно таким он и был все это время, эти моменты теряют свой потенциал, чтобы служить замечанием для высшего класса.
Можно утверждать, что «Солтберн» — это история о навязчивой неудовлетворенности среднего класса своим статусом, представленная Оливером, который оказывается жителем пригорода, а не сыном двух наркоманов, как он утверждал. Но и этого недостаточно — нет почти никаких доказательств, подтверждающих презрение Оливера к семье Феликса, кроме того, что они живут в избытке, а он — в простом комфорте.
Характеристика героев
Оливер Квик (в исполнении Барри Кеоган) использует секс и стереотипы как инструменты для достижения своих самых темных желаний. Роль Оливера состоит из множества масок, и Кеоган носит каждую из них так убедительно, что угадывать, какая из них настоящая, — увлекательная игра.
Феликс Кэттон (в исполнении Джейкоба Элорди) — не представляет собой ничего особенного, кроме того, что он горяч, молод и богат.
Венеция Кэттон (в исполнении Элисон Оливер) блистает в роли проблемной младшей сестры Феликса.
Элспет Кэттон (в исполнении Розамунды Пайк) — мать Феликса. С широкой улыбкой и непринужденным тоном Элспет приветствует зрителей в Солтберне, а затем быстро поражает серией все более возмутительных признаний. Она потрясает своей неприкрытой жестокостью, произнося шокирующие реплики.
Джеймс Кэттон (в исполнении Ричарда Э. Гранта) — отец Феликса. Забывчивый, временами вспыльчивый глава семьи.
Заключение
Готическая основа фильма — это взрослый и хмурый Оливер, который оглядывается на это лето и предупреждает зрителей, что люди неправильно поняли его чувства к Феликсу. На протяжении всего фильма этот зловещий голос будет звучать за кадром, придавая дополнительный цвет — или тень — и напоминая нам, что все это исходит от ненадежного повествования персонажа, столь же загадочного, сколь и завораживающего. Оливер становится образным оборотнем в доме Кэттонов, изменяя свою личность, чтобы наилучшим образом угодить тому, кто является его аудиторией: проекту, влюбленности, студенту, соучастнику.