Остров проклятых (Shutter Island), 2009

Что будет, если смешать, но не взбалтывать самый жуткий рассказ Эдгара По и самый запутанный роман Агаты Кристи?


Получится “Остров проклятых” Мартина Скорсезе. Именно этого сумрачного итало-американского гения современного кинематографа можно назвать автором произведения, литературная основа которого принадлежит Деннису Лихэйну. Все грани безумия от обсессивно-компульсивного расстройства, до раздвоения личности, вперемешку с параноидальным психозом – все есть в этом чудесном произведении, положенном на пленку оператором-оскароносцем Робертом Ричардсоном.

Сюжет

Начало фильма не является оригинальным для детективного жанра. Для проведения расследования, связанного с исчезновением пациентки, в тюрьму, где содержатся самые страшные убийцы и маньяки, прибывают два федеральных маршала. Тюрьма, она же психиатрическая лечебница для душевнобольных преступников, расположена в море, недалеко от Бостона, на мрачном, скалистом острове Шаттер.

Один из маршалов Тедди Дэниелс (Леонардо Ди Каприо) страдает постоянными мигренями и галлюцинациями, связанными с тяжелым переживанием – гибелью при пожаре его горячо любимой жены Долорес (Мишель Уильямс).

Главный врач лечебницы, доктор Коули (Бен Кингсли) рассказывает маршалам при каких обстоятельствах пропала пациентка. Дэниелс и его напарник Чак Оул (Марк Руффало) считают, что побег при таких условиях содержания невозможен, и кто-то из персонала ведет двойную игру.

Глубокая депрессия Дэниелса усугубляется гнетущей атмосферой, царящей в заведении. Решетки и электричество, подведенное по периметру территории, погружают Тедди в гнетущие воспоминания о Второй мировой войне, участником которой он был. Аутентичный немец-доктор Джеремайя Нэринг (Макс фон Зюдов), очевидно, оказавшийся в Америке после катастрофы Третьего рейха, становится триггером для Дэниелса – человека с посттравматическим синдромом, вызванным лицезрением результатов работы немецких докторов в Дахау.

С этого момента зрителю становится понятно, что ничто уже не спасет главного героя от надвигающегося сумасшествия, он обречен.

Все остальные действия, предпринятые детективами, проходят на фоне бури, с поистине Шекспировскими масштабами разыгравшейся на острове. Паромное сообщение с материком прервано, электрические замки камер отключены и персонал остается один на один с сумасшедшими маньяками, прячущимися в темноте.

Тедди ищет в страшном средневековом форте – месте содержания наиболее жестоких преступников – своего альтер-эго – поджигателя Эндрю Лэддиса (Элиас Котеас) – виновника гибели Долорес, но находит избитого и подавленного Джорджа Нойса (Джеки Эрл Хейли). Тот посвящает маршала в свою фантазию, связанную со страшными экспериментами над человеческим мозгом, которые якобы проводятся в здании маяка на скалистом берегу. Тедди бежит к маяку, ведомый непреодолимым желанием вскрыть неприглядные делишки, происходящие в клинике. Напарник пытается его остановить. На фоне бушующего моря, на опасном утесе происходит выяснение отношений двух героев. В результате герой Ди Каприо покидает мизансцену в одиночестве. Поняв, что во время прилива добраться до маяка не представляется возможным, Дэниелс возвращается на утес. Чак исчез. Тедди мерещится труп напарника, лежащий на камнях под утесом. С риском для собственной жизни он спускается по камням вниз, не находит трупа, зато видит укромную пещеру, в которой видны отблески от костра, разведенного внутри. В пещере он встречает женщину, она представляется ему врачом-психиатром Рэйчел Соландо (Патриша Кларксон). Рэчел раскрывает Дэниелсу смысл экспериментов, проводящихся в тюрьме. Окончательно разбитый Тедди засыпает, чтобы утром вновь штурмовать маяк.

STEAMPAY [CPS] RU

Реминисценции

Кинокартина Скорсезе переполнена реминисценциями и отсылками к лучшим образцам жанра психологической драмы, триллера, хоррора от Хичкока до Ардженто.

  1. Например, использование в фильме известного архетипического символа – старого маяка, олицетворяющего одиночество и сумасшествие (вспомним “Окончательный анализ” (1992) Фила Джоану).
  2. На поверхности так же недвусмысленные аналогии с психологическим триллером Алана Паркера “Сердце ангела” (1987), в котором частный детектив идет по следу серийного убийцы. Действие картины происходит примерно тогда же, в середине 50-х годов прошлого века в Америке, идущей в крестовый поход против коммунизма под знаменами параноика Гувера. Главный герой в исполнении Леонардо Ди Каприо такой же осколок Второй мировой войны с ее ужасами и необъяснимой жестокостью, как и герой “Сердца ангела” в исполнении Микки Рурка.

Тут уж поистине впору вспомнить классическое: главное в ходе расследования не выйти на самого себя.

Заключение

“Остров проклятых” Скорсезе вышел на экраны в 2010 г., но год от году становится все актуальнее в свете набирающей обороты политкорректности и трогательно бережному отношению ко всякого рода отклонениям от психической нормы.

Фильм не рекомендуется к просмотру людям, находящимся в пограничном состоянии, поскольку способен вызывать приступы экзистенциального отчаяния, чреватые обострениями вялотекущей болезни.

Впрочем, зачем тогда вообще нужны художественные произведения, если не будить самые сильные эмоции?

6 ответов к “Остров проклятых (Shutter Island), 2009”
  1. Советую прочитать книгу после того, как посмотрите фильм. Это один из моих любимых фильмов, поэтому когда я узнал, что он поставлен по книге, я прочитал ее. Было очень увлекательно читать, заранее зная, как повернется сюжет, и чем всё закончится. При этом замечаешь все тонкости, которые ведут к раскрытию истины, это здорово.

    1. Читая книгу или смотря фильм вы пытаетесь решить, сошел ли главный герой с ума или является участником странного заговора. Фильм подсказывает верное решение. Книга нет.


  2. ЗооОптТорг
  3. Кто-нибудь знает, в чем тут дело? Когда в фильме опрашивают леди Бриджет Кернс (Робин Бартлет), она просит Чака принести ей стакан воды. Он уходит, женщина быстро выхватывает у Тэдди блокнот и что-то в нем черкает. Чак возвращается со стаканом и ставит его на стол. Потом внимание перемещается на то, как Бриджет Кернс делает вид, что пьет. Мы видим, что у нее в руке нет стакана, только кисть согнута, как будто она его держит. Затем следует кадр – как бы с ее точки зрения, теперь она ставит стакан на стол. Что это – оплошность? Или в этом есть какой-то смысл в контексте всей истории? Я что-то пропустил? Или я прямо сейчас нахожусь на Проклятом Острове???


  4. Kinguin
  5. Когда опрашивают вторую пациентку, женщину, убившую топором своего мужа, Тэдди задает ей вопрос про доктора Шиана, который, как считается, прошлым утром покинул остров. Впоследствии по сюжету обнаружится, что Чак (напарник Тэда) все это время и был тем самым доктором. Поэтому, когда женщину спрашивают, как выглядит ее лечащий доктор, она оглядывается на Чака и говорит, что он симпатичный. А он неловко отводит взгляд, потому что его пациентка с ним заигрывает. Все-таки это отлично срабатывает, потому что мы еще не знаем, как повернется сюжет, и нам кажется, что ему просто не комфортно слушать, как сумасшедшая женщина рассказывает ненужные подробности.

    1. За Тедом и женщиной стоят охранники, а у Чака их нет. Потому что охранники должны быть рядом на случай, если пациенты начнут действовать, и им не нужно беспокоиться о докторе.

  6. В одном эпизоде Тэдди видит во сне Рэйчел Соландо, всю забрызганную кровью, потому что она только что убила собственных детей. Тэдди снится, как он опускает в воду ее мертвую дочку, и в этот момент губы девочки что-то беззвучно произносят под водой. Кто-нибудь знает, что она сказала?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *