Укрытие (Take Shelter), 2011
Является ли главный герой приверженцем конца света, и есть ли у него на это основания? Или он страдает параноидальной шизофренией?
Его бурные видения делают его человеком, которого следует считать сумасшедшим, как и других, или же он одарен сверх всякой меры? Может быть, на самом деле он одновременно и параноик, и прав в своих апокалиптических предсказаниях?
Сюжет
Фильм начинается с того, как Кертис стоит возле своего дома и смотрит, на коричневый дождь который падает ему на руки. Но это всего лишь сон. Ему снятся все более страшные сны о зловещем шторме, который грозит уничтожить его самого и его семью. Когда он начинает видеть и слышать то, чего не видит никто другой, то задумывается, не является ли он жертвой той же шизофрении, что и его мать в его возрасте, или же у него видения надвигающейся катастрофы.
Терзаемый этими мыслями, он начинает улучшать и расширять штормовое убежище за своим домом. Но его одержимость быстро начинает казаться более опасной и разрушительной, чем любой шторм. Его поведение становится похожим на поведение сумасшедшего, отталкивающего друзей и пугающего жену.
Смысл фильма
Фильм в значительной степени опирается на двусмысленность состояния Кертиса. С одной стороны, есть серьезное предположение, что он страдает от параноидальной шизофрении, сопровождающейся слуховыми галлюцинациями и бредом. Эта гипотеза подтверждается, когда выясняется, что у матери Кертиса был диагностирован этот недуг, и ее пришлось госпитализировать. Но, с другой стороны, в фильме мастерски сохраняется двусмысленность — классическая идея о том, что сумасшедшие могут видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.
Еще один аспект темы психических заболеваний в «Укрытии» — это ее пугающая опасность. Сны Кертиса напоминают нам о том, насколько страшной должна быть шизофрения, преследуемая жуткими безумцами и угрожающими торнадо. И по мере того, как Кертис погружается в безумие, а его характер становится все более неуравновешенным — мы начинаем опасаться за безопасность его семьи.
«Укрытие» показывает одиночество душевнобольных. Пока зрители молча умоляют Кертиса поделиться своими мучениями с теми, кого он отталкивает, он замыкается в безмолвном отчаянии и страданиях, не в силах выразить ужасы, которым подвергает его разум. В конце концов он срывается на собрании прихожан, и мы становимся свидетелями вечной трагедии, наблюдая, как взрослый мужчина, сильный и молчаливый, срывается, рыдая, на публике.
«Надвигается буря», — кричит Кертис с силой баптистского проповедника, — «И никто из вас к ней не готов!» Прихожане дрожат на своих стульях. Он плачет. Его жена бросается его утешать.
Характеристика героев
Кертис Лафорш (Майкл Шеннон) — тридцатисемилетний муж и отец, который, кажется, нашел свое место в мире. У него хорошие друзья, красивая жена и очаровательная дочь, глухота которой, похоже, будет излечена кохлеарными имплантами, оплаченными страховкой, которую ему предоставила стабильная работа в буровой компании.
Джессика Честейн убедительно играет роль жены, которая сочувствует и в то же время раздражена поведением своего мужа.
Реминисценции
Фильм затрагивает территорию, схожую с той, которую затронул Джефф Николс в своей работе 2015 года «Специальный полуночный выпуск» (Midnight Special). Но если в том фильме таинственные способности Альтона, сыгранного Джейденом Мартеллом, преподносятся как факт, а масштаб угрозы его существованию и свободе простирается вплоть до ФБР и правительства США, то в «Укрытии» все наоборот. Конфликт в основном внутренний, а не внешний.
Заключение
«Укрытие» — это триллер не только о сверхъестественных предчувствиях в стиле фильмов «Человек-мотылек» (The Mothman Prophecies) или «Последняя волна» (The Last Wave), но и о настроениях в глубинке США, где Техас страдает от засухи и лесных пожаров, которые усугубляет конфискация имущества и финансовые трудности.
Как вы относитесь к концовке — она реальна или не реальна?
Совершенно очевидно, что весь фильм — это метафора психического заболевания, поэтому я воспринял концовку образно, но думаю, что вполне правомерно воспринимать ее и буквально.
Финал для меня — это не столько то, что она стала буквально видеть тоже, что раньше мог видеть только он. Скорее, она поняла его болезнь, и ее эмпатия позволила ей сопереживать тому, что он испытывал.
Я не думаю, что это настоящая буря. Буря — это просто его усиливающаяся болезнь. Все, что было до сцены в бункере, — это то, что он не принимает это и боится рассказать другим, он идет на это в одиночку. После сцены в бункере он, по сути, признал, что у него есть проблема, и они знают, что ему нужно будет отправиться в лечебницу. Но они все вместе и все понимают, что сейчас происходит. Так что в финале он все еще представляет себе психическое заболевание как бурю, но теперь он не один.