Выбор Фредерика Фитцелла (The Education of Fredrick Fitzell), 2019
Сценарист Кристофер МакБрайд в 2012 неожиданно заявил о себе квази-документальным конспирологическим триллером-расследованием «Заговор», в котором доказывал существование таинственной могущественной организации, управляющей миром.
Через семь лет он снял фантастический триллер «Выбор Фредерика Фитцелла», в котором исследует влияние прошлого на настоящее. Проблема в том, что прошлое может быть выдуманным, а настоящее оказывается слишком реальным.
Сюжет
У Фредерика Фитцела есть хорошо оплачиваемая работа, большой дом и красивая возлюбленная. Но кроме хорошо обустроенного настоящего есть еще тайна в прошлом, о которой он вспоминает накануне важной презентации. И больше не думает о карьерном мероприятии, весь поглощенный поисками бывшей одноклассницы. Он разыскивает школьных приятелей, общается с ними, с другими людьми. Воспоминания превращаются в флешбэки, столь же реальные, как и все происходящее: детство (обиженный, но очаровательный шестилетний Фредди), школа (обиженный подросток), загадочная одноклассница Синди, наркотическая передозировка.
И вдруг понимает, что настоящее смешалось с прошлым, которое стало такой же действующей явью, как и настоящее. Некто демонстрирует ему разные варианты прошлого и будущего, предоставляя герою иллюзорную возможность выбора наилучшего. Последовательность событий сплетается в лабиринт, возможное спуталось с происшедшим, будущее остается непредсказуемым.
Смысл фильма
Оказывается, что можно жить одновременно в прошлом и настоящем, но управлять нельзя ни тем, ни другим. Понимание этого реализуется в оригинальном названии фильма: «Обучение Фредерика Фитцела», которое можно понять и как «Обучение на примере Фредерика Фитцела».
Самым важным для главного героя становиться понять, кто или что решает за него. Он понимает, что не он выбирает, что и как делать. Воспоминания, размышления, предположения, переживания и фантазии формируют образ рефлексии человека, стоящего на пороге важного жизненного решения.
Характеристики героев
Главный герой в исполнении Дилана О. Брайена по ходу фильма превращается из успешного, уверенного в себе человека в беспокойного неврастеника, пытающегося понять, что же происходит в его жизни.
Из остальных участников происходящего больше всего внимание привлекает Синди Уильямс (Майка Монро), служащая своеобразным камертоном таинственности.
Нормальность миссис Фитцелл (Лииса Репо-Мартелл) оттеняет изменения, происходящие в психологическом состоянии мужа.
Реминисценции
Этот фильм можно считать ответом на голливудскую мечту о возможности исправить настоящее, изменив прошлое. Дальше всего по смыслу отстоит «День сурка», в котором человеку предоставлен максимум возможностей для движения в любую сторону, правда, в рамках одного дня.
Ближе по пессимизму стоит «Эффект бабочки» (2003 г.), но и там есть чисто американская тема преодоления любых препятствий личными усилиями, как и в фильмах «Жена путешественника во времени» или «Области тьмы». С этими фильмами «Выбор Фредерика Фитцелла» роднит достаточно позитивная развязка.
Заключение
Очевидно, что это один из немногих американских фильмов, которые трудно воспринимать по частям. И дело не в запутанном сюжете: все флэшбэки, игры наркотизированного воображения и мистические происшествия как раз не запутывают, а двигают сюжет, помогая ему развиваться, связывая героев и события. Но если что-то пропустить, можно утратить понимание того, что все это происходит во времени, на разных его отрезках, отнести все или к болезненному бреду или к чистой мистике в стиле «Доктора Но». Но, досмотрев до конца, убеждаешься, что все происходившее на протяжении фильма имеет смысл. Другое дело, что этот смысл не слишком позитивен и не всем нравится — особенно участникам увиденных событий.
Не смотрите этот фильм перед сном и если Вы склонны к бессоннице. Фильм закончится, а Вы будете в оцепенении. Вы пойдете в душ, почувствуете, как вода пульсирует на вашей коже, и зададитесь вопросом… Нахожусь ли я в одной из многих временных линий? Принял ли я случайно наркотики, которые открыли мой третий глаз? Эмори Коэн превратился в мужчину средних лет, и никому не пришло в голову сказать ему, что играть школьника — это уже перебор?
Я только после просмотра фильма и мой разум сейчас не может его полностью переварить…
Весь фильм — это не что иное, как непоследовательный бред сознания под наркотой.
А реальность — это матрас в раздолбанной заброшке, на котором они ширялись.
Сначала я немного запуталась. Но затем я хотела бы представить этот фильм как выбор жизненного пути и ситуацию "что если".
Что, если бы Фредрик выбрал Синди? Что, если бы Фредрик выбрал свою маму? Что, если бы он хорошо сдал экзамен, а не завалил его?
В конце очень хорошо видно, что Синди на самом деле манипулятор, а его мама — та, кто его спасла.