Ночь (The Night), 2020
В прошлом году в США на международном кинофестивале в Санта-Барбаре показали фильм «Ночь» иранского режиссера Куроша Ахари, однако премьера в России состоялась в апреле 2021.
В самом начале присутствует так называемый Flash Warning, который предупреждает об использовании ярких вспышек, предостерегая тем самым чувствительных зрителей.
Сюжет
Как может показаться, сюжет довольно прост и тривиален для жанра ужасов — молодая иранская пара, после домашних посиделок у друзей и игры в мафию, возвращается домой. У Бабака и Неды годовалая дочь — Шабман, в которой никто души не чает. Но все оказалось не так просто, вроде и дорога до дома недалека, и навигатор в машине есть, но нетрезвое состояние мужчины и резкий сбой в GPS заставляют пару испытывать нервы свои и супружеские.
После небольшой ссоры они приходят к решению, что лучше отдохнуть и переночевать в каком-то заведении, чтобы не доставлять проблем своим друзьям, от которых только что и уехали. Бабак выбирает самый близкий отель «Нормандия», где у самого входа их встречает пугающий старый бездомный, бормочущий непонятные слова. Но они все равно заходят внутрь, точнее стучат, чтоб их впустили, что тоже настораживает.
Швейцар продает им люкс номер и объясняет, как пользоваться входной дверью. Взгляд Бабака приковывает картина Рене Магритта «Репродуцирование запрещено», и неспроста. Уставшие супруги поскорее хотят заснуть, но в отеле начинают происходить странные вещи: неестественный двойник Неды, пытающийся забрать ребенка, стуки в дверь, шаги по крыше, детский крик «Мама!». Даже вызов полицейского не смог прояснить ситуацию. Тот просто посмеялся над ними, а затем каким-то таинственным образом исчез, как ранее мальчик, зовущий маму, и молодая девушка, преследовавшая Бабака.
Все проясняется, когда пара выбегает из помещения вместе с дочерью. Бабак забывает ключи от машины в номере и возвращается, оставляя жену с дочкой ждать. Тут к Неде и подходит тот самый загадочный мужчина и говорит, уже внятно, что им необходимо «признаться».
Здесь все становится понятнее — галлюцинации и видения не были постоянным древним злом отеля, это необходимая цепочка для изменения персонажей, чтобы признаться друг другу в своих тайнах и, наконец, сбросить тяжкий груз недопонимания и беспочвенной агрессии.
Рассвет наступает — Неда раскрыла свою тайну. Но дверь отеля по-прежнему закрыта для Бабака, который не решается на «признание», вместо этого он не слушает жену, судорожно пытаясь скрыться под предлогом поиска средств для открытия замка. Так ли страшен был секрет Бабака, раз он не был готов раскрыться жене и самому себе?
Смысл фильма
Вполне классический вариант развития событий для ужастика на первый взгляд, но здесь разворачивается самый настоящий психологический триллер. Он не будет пугать зрителя неожиданными звуками и скримерами (хотя музыкальное сопровождение определенно держит в напряжении).
Фильм является скорее большой метафорой про сложность самопознания. Это непростое испытание, проходя через которое, человек начинает бояться себя, а все вокруг даже посмеиваются над ним. Однако все же необходимо принять свое прошлое, чтобы разобраться в себе, чтобы не причинять боль близким.
Характеристика героев
Актеры, сыгравшие в данной картине, действительно талантливы. Сцены плача Бабака не оставят равнодушным никого. А его настороженный взгляд, наполненный то ли горечью, то ли безразличием заставляет переживать вместе с ним. Героя сыграл иранский актер и режиссер Шахаб Хоссейни, известный по фильмам с Асгаром Фархади. Герой Шахаба стоит на грани, все идет не так, все раздражает, капая на нервы как протекший кран. И зуб болящий, и проблемы в браке, еще курить нельзя из-за астмы жены. Не решившиеся проблемы из прошлого преследуют мужчину, не давая построить нормальные отношения в настоящем и сохранить их в будущем.
Что касается Неды (Нюша Нур, актриса, неоднократно появляющаяся в американском кино), то ее персонаж может признать свои ошибки, готов на контакт с близким человеком, но, беря на себя такой груз ответственности, она и получает больше остальных, например, случайный удар ножом потерявшего коннект с реальностью мужа. Интересная деталь в том, что все норовят отобрать ребенка у родителей. То странный портье, кормящий Шабнам, попутно рассказывающий жуткие истории, то полицейский, сообщающий паре о гибели своей дочери, то ложный образ Неды.
Роль чудаковатого портье, кстати, сыграл Джордж Магуайр. Персонаж получился довольно пугающим со своими странными историями про свидетельство многих катастроф: убийства братьев Кеннеди, урагана в Пуэрто-Рико. Но самой ужасной трагедией он считает детскую смерть, говоря это отцу в глаза, попутно кормя девочку из бутылки. Все это, возможно, является огромным предостережением. Из-за ошибок родителей всегда страдают дети. Нерешенные проблемы и недомолвки сильно отражаются на ребенке, и если их не решить, то можно навсегда потерять связь с чадом.
Реминисценции
В фильме достаточно отсылок к известным мировым шедеврам. Чего стоит невнятная, нехотя тянущаяся, I wanna be loved by you Мэрилин Монро, которая в пустом отеле совершенно сбивает с толку и пугает. Сама обстановка очень сильно напоминает Кубриковское «Сияние«, особенно образ портье, напоминающий того самого бармена. Не исключено, что этот персонаж является отражением самих героев.
Но самой яркой деталью является картина Магритта, на которой молодой человек смотрит в зеркало, где видит лишь свой затылок. Интересно, что именно Бабак обращает внимание на полотно, подолгу его рассматривая. Это является отсылкой к тому, что именно ему сложнее всего разобраться в своем нутре. В самом конце сюжет картины повторяется уже с самим героем. Он посмотрел в зеркало и увидел свой затылок. Все-таки он не смог познать себя и решить проблемы минувших дней? Неужели «ночь» никогда не закончится для него?
Заключение
Кино однозначно стоит посмотреть хотя бы потому, что его интересно изучать.
Здесь есть все:
- завораживающая игра профессиональных актеров;
- качественный визуал;
- отсылки к культовым произведениям;
- мрачная атмосфера;
- загадочный финал.
Если Вы привыкли обдуманно относиться к плодам кинематографа и любите скрытый смысл, то «Ночь» Куроша Ахари точно Вам подойдет!
Я только что закончил смотреть фильм во второй раз и заметил несколько интересных вещей, которые я пропустил ранее.
Комментарий жены, что, возможно, причиной всего этого были татуировки, и на протяжении всего фильма татуировкам уделяется значительное "внимание" (не знаю фактического термина, но на них делается акцент), но до конца эта мысль не развивается. Почему они их сделали, что символизируют татуировки и т.д.? Мы можем только предполагать, учитывая характер фильма, что, возможно, татуировки символизируют честность друг с другом? Или не хранить секреты? Может быть, они сделали их в знак своей клятвы?
Часто такие вещи вдохновляются историями из реальной жизни. Например, демоны часто вдохновляются реальными демонами, такими как Валак или Багул, и мне интересно, сможет ли кто-нибудь узнать эти татуировки.
Наконец, концовка заставила задуматься: "Какого хрена, это все? Это конец?".
Итак, они застряли в лимбе? Пока муж не будет наконец честен с ней, или это предложение истекло? (Он прошел через дверь в конце, где была "смерть"). Обрекает ли муж свою семью на гибель или это просто иллюзии, как те, которые мы получали на протяжении всего фильма).
Не знаю. Странный фильм, конечно. Мне понравилось. Смотрел его дважды. Рекомендую.
Не отнимая ничего у актерской игры в этом режиссерском дебюте Куроша Ахари, которая весьма сильна, особенно у Шахаба Хоссейни, можно сказать, что настоящей "звездой" фильма является монтаж звука :).
Операторская работа Маза Махани намеренно подчеркивает неестественность отеля, усиливая общую атмосферу фильма, так как темные комнаты и тени становятся доминирующими. Сценарий использует классические мотивы жанра ужасов, многие из которых теперь, к сожалению, можно назвать клише. К счастью, в фильме есть и оригинальные образы, которые успешно пугают, а Ахари создает ощутимое чувство паранойи, когда пара становится неспособной отличить реальность от галлюцинаций.
Сюжет напоминает множество других фильмов, от "Часа волка" Ингмара Бергмана, до "Ангела-истребителя" Луиса Бунюэля, где гости обнаруживают, что не могут покинуть место. В фильме также присутствует кинематографическая эстетика, заимствованная из других культовых ужастиков, наиболее заметным из которых является "Сияние" Стэнли Кубрика.
Режиссура Ахари мужественно пытается сохранить напряженность. Чтобы стимулировать любопытство, создается идеальный фон для видений, которые мучают Бабака, с длительными отрезками чувства вины, прошлыми травмами и тревогами, вступающими в игру в разрушающихся отношениях пары.
Бедствия пары, закручивающиеся вокруг бессонницы и застревания в одном месте, они оказывают коллективное воздействие, и по мере того, как пара вынуждена противостоять своим демонам, Ахари почти удается достойно завершить фильм.
В фильме используется множество трюков с камерой и кадрированием для создания ощущения клаустрофобии, адского сна, не отвлекая от простой и жуткой природы происходящего.
"Ночь" успешно показывает, насколько проблемным является брак главных героев. Но подача, хотя и прекрасная в книге, слишком упрощена в фильме, чтобы потраченное время на просмотр было полностью оправдано.
Тем не менее, мне нравится концовка и то, как она намекает на то, что настоящий неизбежный ужас для главного героя — это продолжать жить как есть.