Платформа (El hoyo), 2019
Жестокий, тревожный триллер.
Сюжет
Фильм представляет уникальную притчу о современном обществе. В основе сюжета лежит простая и гениальная предпосылка – главный герой Горенг просыпается в бетонной комнате. В центре пола, потолка расположены большие прямоугольные отверстия, через которые он видит идентичные комнаты, тянущиеся сверху и снизу через бесчисленные этажи.
В маленьком помещении с кроватями, умывальником находятся два человека. Единственный компаньон Горенга — Тримагаси, ухмыляющийся жестокий старик, объясняющий, происходящие события.
Ежедневно лифт со столом на специальном приспособлении, покрытый продуктами питания, предоставляется на 1-й этаж. Жители 1-го яруса насыщаются едой и она опускается на 2-й, нижние наедаются досыта, и платформа опускается вновь, и никто точно не знает, количество существующих пролетов, расположенных в колодце. Соседи по площадке питаются тем, что оставляют предыдущие.
Горенг находится на 48-м уровне, но мужчина далеко не внизу.
Смысл фильма
Фантастический триллер Гальдера Гастелу-Уррутии «Платформа» пытается охватить широкую социальную метафору:
- Если бы каждый из людей ел только то, что им нужно, еды хватило бы на каждого узника, но никто этого не делает. Жителей отправляют на новое место ежемесячно, и они могут пировать лишь 30 суток, а следующие — голодать.
- Поскольку у узников короткая память, то те, кто внезапно оказываются в приподнятом состоянии, начинают наедаться, восполняя прежний голод, жалуясь на «паршивцев», оставивших их ни с чем, но поступают совершенно аналогично.
- Это означает, что человек никогда не будет винить себя в социальной дисфункции, перекладывая вину на тех, кто выше и ниже, принимая слишком много или ожидая милосердия, которое они никогда не дадут.
Лента освещает информацию в каждом кадре, где люди в башне — смесь заключенных и добровольно согласившихся на эксперимент, подписавшиеся за обещание награды, когда (или если) их отпустят.
Эпизоды, начинающиеся с приготовления разнообразных блюд, знакомят зрителей с шикарной кухней, тщательно готовящей пир, где шведский стол, состоящий из лакомств — безупречное произведение искусства.
Когда обитатели набрасываются на пищу, закидывают ее в рот, не останавливаясь, чтобы насладиться вкусом, этого достаточно, чтобы испортить аппетит обычному человеку на несколько недель.
Как нам часто напоминают, лифт с едой спускается каждый день. Те, кто наверху, никогда не голодают, но едят как первобытные, потому что могут.
Характеристика героев
Режиссер дает намеки на историю персонажей, не особо рассказывая о них.
О Горенге есть более подробная информация, но даже его биография скудна. Известно, что он вызвался прийти сюда по совершенно абсурдной и тривиальной причине — вознаграждению. Но зритель узнает его характер по поступкам и действиям.
Персонаж добр, наивен и, возможно, слишком доверчив. Видя молчаливую женщину, спускающуюся по башне на платформе, он верит в историю о том, что она ищет потерянного ребенка, и желает помочь. Его попытки — движущая сила фильма, особенно момент, где мужчина пытается заставить сообщество употреблять необходимое, обеспечив пропитанием остальных.
Правило, согласно которому любому заключенному разрешено принести предмет с собой дает краткое обозначение характеристики персонажей, даже если они появляются в кадре на секунду. Многие приносят оружие, Горенг, явно оптимист, приносит книгу, одинокая женщина берет любимую собаку, один приносит, как ни странно, доску для серфинга. Эти предметы мало что раскрывают, но делают башню, наполненную героями, людьми с жизнями и мыслями.
Заключение
Все это показано так, будто имеет совершенно нигилистический взгляд на человечество, но в атмосфере сюжета витает надежда. По мере того, как лента приближается к концу, присутствует оптимизм, что люди в конечном итоге попытаются помочь соплеменникам, даже незнакомцам.
Выпущенная в то время, когда весь мир сбивается с толку, а сочувствие человечества друг к другу постоянно проверяется на прочность, картина предлагает фантастический взгляд на вещи, способные пойти не так, но и небольшую, долгожданную уверенность в том, что в конечном итоге все может измениться.
Я считаю, что изучение испанского языка перед просмотром упрощает понимание фильма 🙂
Один из тех фильмов, которые вы, вероятно, никогда не забудете! Какое мрачное и искаженное видение! Отличная режиссерская работа.
Это точно!
Один из лучших фильмов, которые я видел за этот год. До сих пор думаю о нем время от времени, хотя я смотрел его, наверное месяца 3 назад.
Честно говоря, я не понял концовку и просто запутался…
Это метафора общества. Ресурсов / денег / еды хватило бы на всех, но люди наверху забирают все.
Это понятно… Но почему он просто уходит в темноту после того, как отправил сам знаешь кого сам знаешь куда.
Возможно, он не буквально встал и ушел. Может быть, эта сцена олицетворяла его смерть.
Мне показалось, что он увидел призрак своего старого сокамерника, сказавшего ему, что его путешествие окончено.
Вот моя трактовка финала
Фильм — довольно буквальная метафора капитализма. Можно даже сделать маркетинговым лозунгом этого фильма фразу: «Пусть они едят торт».
Для меня маленькая девочка была последним лучиком добра в этом обществе — каким-то образом она жила в ужасных условиях, вопреки всему. Она была олицетворением того, что добро может жить, если люди будут мыслить дальше своих эгоистичных желаний и работать вместе, даже когда система настроена против них.
Вот почему они заменяют символическую панна-котту. Она становится надеждой разрушить систему, которая натравливает людей друг против друга вместо того, чтобы видеть реального врага (дерьмовую, корыстную бюрократию).
По моему мнению было не так много направлений, которые фильм мог дать, не изменяя своему темному и мрачному посланию. Замена ее дочерью была чистой и обнадеживающей, какой никогда не могла быть революция заключенных.
В таких фильмах, как этот, возникает сложная задача придумать хорошую концовку.
На платформе персонажи говорят, что должны отправить сообщение, в виде нетронутого блюда, в знак протеста против системы. Это единственный способ протестовать, вроде голодовки. Тут как бы все понятно… но потом, в последнюю минуту, они заменили панна-котту на ребенка.
Она и есть послание? Какое? Что жизнь и любовь находят способ жить внизу платформы? А не потому, что ее смерть — лишь вопрос времени. Я не знаю…
Разве это не послание о том, что дети попадают в систему, хотя она предназначена только для наказания взрослых?
Я не думаю, что это просто наказание для взрослых. Некоторые отбывали там тюремное заключение, но главный герой, мне кажется, был там добровольно.
Я рассматриваю тюрьму на платформе не как исправительное учреждение, а как аллегорию того, как общество заставляет нас бороться за объедки без возможности изменить что-то.
Послание фильма такое: «Вам говорят, что есть набор правил (например, что туда нельзя помещать детей). Но посмотрите, что на самом деле происходит! Правила там не работают, как нам сказали! Внизу происходят бесчеловечные ужасы, и всем говорят, что все в порядке!»
Вероятно женщина родила ребенка уже там. Если никого не волнуют голодные и убитые, зачем им заботиться о ребенке…
Я думаю, что платформа — социальный эксперимент, который живет сам по себе. Придуманный, чтобы увидеть, как система может развиваться естественным образом.
У них ограниченные запасы еды и много народа. Каким-то образом ребенок смог выживать здесь несколько лет, несмотря на голод. Сколько ей лет? Я думаю, что она родилась там.
И, несмотря на жестокое выживание и насколько уязвимой она была в детстве без матери, люди взяли на себя социальную ответственность и защищали ее, а не причиняли ей вред. В этом смысл. Несмотря на гарантированную смерть, люди по-прежнему чувствуют социальную ответственность перед следующим поколением. Может я ошибаюсь.