Плетеный человек (The Wicker Man), 2006
Остросюжетный триллер о незавидной судьбе чужака, посмевшего бросить вызов зловещему культу.
Сюжет
Офицер полиции Эдвард Мейлус, его роль исполнил Николас Кейдж, патрулирует дороги в окрестностях провинциального городка. Он побеседовал с милой женщиной-водителем и её дочерью, и на его глазах в машину врезается большегруз, летевший на огромной скорости. Мужчина пытается спасти девчушку, но его взрывом отбрасывает в сторону.
Полицейский проходит реабилитацию после травмы и получает письмо от бывшей невесты Уиллоу, которая просит о помощи. Вместе с дочерью она живет на маленьком островке Самерсайл, но девочка пропала. Офицер отправляется в путь. Мужчина узнает, что на частной территории не любят чужаков, там нет телефонной связи. Местные жительницы встречают копа в штыки, уклончиво отвечают на вопросы. Мейлус заходит в уютную таверну и знакомится с миссис Бич (Дайан Делано), которая неохотно соглашается дать ночлег нежеланному гостю. Сотрудник полиции сталкивается с бывшей возлюбленной (Кейт Бихан) и выясняет, почему она бросила его много лет назад. Девушка оправдывается, что испугалась кардинальных перемен в жизни, но всё в прошлом, и самое важное – найти Роуэн. Вудворд умоляет не доверять никому, кроме неё.
В гостиничном номере герой Кейджа понимает, что кто-то рылся в его вещах. Он становится свидетелем разговора странных обитательниц частных земель, они ждут возвращения плетеного человека. Ночью патрульный видит убегающего ребенка и следует за ним. Осматривая чердак, он едва не падает с внушительной высоты.
Эдвард расспрашивает сестру Ханни (Лили Собески), но она утверждает, что незнакома с пропавшей. Учительница (Молли Паркер) и ученицы тоже отрицают существование Роуэн, но коп видит девочку в списках школьного журнала. Роуз сообщает, что она погибла, сгорела заживо. Мейлус находит свежую могилу. Героиня Кейт Бихан не верит в смерть дочери. Она рассказывает офицеру о могущественной сестре Самерсайл, которая была очень недовольна стремлением женщины покинуть коммуну. Девушка признается, что Роуэн его дочь. Коп осматривает комнату ребёнка и выясняет обстоятельства исчезновения.
Персонаж Кейджа хочет связаться с коллегами, используя радиостанцию пилота. Он пробирается к самолёту и находит разбитую рацию. Эдвард просит доктора Мосс (Фрэнсис Конрой) распечатать снимок с прошлогоднего Дня урожая. Его внимание привлекает книга о древних ритуалах. Мейлус дожидается, пока врач покинет дом. Он проникает в милое с виду жилище и натыкается на жуткие вещи – заспиртованных младенцев в стеклянных колбах. Ему удалось отыскать фото девочки, на котором есть надпись: «Роуэн символ – плодородия» и пометка «худший урожай мёда в истории».
Полицейский выясняет у Уиллоу все о местных обрядах и спешит на разговор к Старшей сестре. Персонаж Николаса оказывается рядом с огромными ульями, его безжалостно жалят пчёлы. Мейлус – аллергик, он достает шприц с лекарством из кармана пиджака, но не успевает сделать спасительный укол.
Эдвард очнулся в доме Самерсайл. Элегантная дама (Эллен Бёрстин) поведала ему историю создания общины. Её предки, чтобы избежать притеснения женщин, поселились на этом острове. Жертвоприношения происходят во имя Богини-матери, которая управляет этой территорией, а сестра – её земная наместница. Мужчины нужны для размножения, и для оплодотворения выбирают только сильных представителей противоположного пола. Коп получает разрешение на эксгумацию тела дочки и находит в разрытой могиле обожженную куклу. Мейлус отыскивает проход в подземелье, ныряет под воду и оказывается запертым в затопленном капкане. Его спасает возлюбленная.
Роуз сообщает офицеру о том, что наступает праздник смерти и возрождения. Обезумевший от горя отец мечется по домам и ищет своё дитя. Он наталкивается на труп старика-лётчика. Коп, оглушив миссис Бич и Ханну, одевает костюм медведя и спешит на фестиваль. Он видит малышку, привязанную к столбу, нокаутирует охранниц и снимает веревки. Папа с дочкой бегут в лес, и Мейлус едва успевает за белокурым ангелочком. Она приводит его на большую поляну, в центре которой сплетенный идол, а вокруг стоят сектанты. Верховная жрица объясняет, что всё это время он был марионеткой. Мужчина – трутень, которого принесут в жертву. На Эдварда нападают, помещают в центр сооружения, и Роуэн поджигает чучело. Толпа фанатиков с восторгом наблюдает, как заживо горит человек.
Два симпатичных парня скучают в баре. Она рады появлению двух прекрасных незнакомок. Ханна и Уиллоу вышли на охоту.
Смысл фильма
Работа режиссера Нила Лабута делает акцент на взаимоотношение полов. Налицо гипертрофированный матриархат, женщины – высшая каста, они управляют обществом, их слово весомо. Мужчины безмолвны, покорны и боязливы, выполняют всю грязную работу. Примечателен культ пчелы, создатели ленты проводят параллель между коммуной и иерархией семьи насекомых, где есть матка, рабочие пчелы и трутни, которые быстро исчезают.
Красной нитью проходит тема секты, языческой культуры, поклонения кровожадным божествам, требующих жертвоприношений во благо общества. Фанатики, впитавшие идеологию извращенного феминизма с молоком матери, не испытывают раскаяния и жалости к чужакам, к «Дон Кихоту», который борется с ветреными мельницами. А рыцарь печального образа, вооруженный пистолетом и буквой закона, посланник цивилизации, не может противостоять дикарям, чья настольная книга – пособие о ритуалах.
Характеристика героев
Эдвард – решительный и смелый мужчина. Он не побоялся в одиночку поехать на загадочный остров и мужественно противостоял безумцам ради спасения дочки. Часто ведет себя безрассудно. Отзывчивый, несмотря на обиду, которую чувствовал по отношению к бывшей невесте, приехал на помощь. У офицера пытливый ум, он внимательно и кропотливо собирал улики, абстрагируясь от личных переживаний.
Уиллоу – коварная женщина, умело притворяющаяся горюющей матерью и влюбленной, которая жалеет о разлуке. Вместе с удовлетворением от принесения жертвы, на её лице мелькают искорки жалости и раскаяния. Она испытывала теплые эмоции к отцу своего ребёнка, но неписанные правила секты превыше всего.
Сестра Самерсайл – глава общины. Расчетливая, хитрая и жестокая, непоколебима в своих убеждениях. Делает собственную дочь главным оружием, приманкой, на которую «клюют» наивные «трутни» из цивилизованного мира.
Сестры Роуз, Ханни, Мосс, Бич – послушные служители культа.
Заключение
Картина Нила Лабута является ремейком одноименного фильма 1973 года. «Фундамент» сюжета практически не изменился, но в «свежей» версии появилось такое нововведение как становление матриархата. Тема доминирования женского начала над мужским превалирует над прежним акцентом – борьба религиозного копа с языческим адом.
Поклонники детективного триллера отмечают работу Кейджа, его фирменная взволнованность и богатая мимика как нельзя кстати. Актер виртуозно сыграл бурю эмоций: горечь утраты, затаённый страх, злость, гнев и отчаяние. Радует глаз обособленный мирок с залитыми солнцем локациями, живописный лес, домики с особым колоритом. Картинку сопровождает саундтрек композитора Анджело Бадаламенти, который заслуживает отдельной похвалы.
Несмотря на звездный состав и выигрышную тему лента вызвала нарекания публики и критиков, её выдвинули на антипремию «Золотая малина» как худший фильм. Шквал претензий к нелогичному поведению ведущего персонажа, не замечающего очевидных тревожных звоночков, которые к развязке звучат как набат. Не совсем понятно, зачем в сюжете появились сгоревшие мать и девочка, их линия не раскрыта. Создатели «шедевра» старательно нагнетают саспенс, используя избитые приёмы, но неожиданное появление ворона, шатание по чердакам-склепам-зловещим домам, постоянно ускользающая дочка не заставляет зрителя затаить дыхание. И самый главный вопрос: «Зачем салемские ведьмы устроили театр абсурда, заставляя трутня метаться в поисках малышки?» Ведь он мог сойти с дистанции в любой момент, погибнуть, и тогда плетеный великан остался бы пуст.
Концовка триллера содержит наказ горячим парням: «Будь осторожен с незнакомками в баре. Неровен час, окажешься сожженным в огромном чучеле».
Крайне неровный фильм, в котором в течение нескольких сцен можно увидеть как тихого и скромного Кейджа, так и не в меру разбушевавшегося. Интересно, понравился бы мне фильм больше, если бы я постоянно не сравнивал его с оригиналом? В версии 2006 г. все не так продумано и имеет чуть меньше смысла.
Причина, по которой Эдвард попал на остров, не имеет особого смысла. Причина пропажи девушки не имеет особого смысла. Все выступление его бывшей вызывает недоумение. А вся "религия", будучи больше об отношениях полов, чем собственно язычеством, является лишь тенью тех нелепых загадок, которые Кристофер Ли и его островные жители воплощали в фильме 1973 г. Здесь женщины больше похожи на загипнотизированных культисток, чем на реалистичных сумасшедших из маленького городка.
Есть что-то интересное в адаптации фильма 1973 года к совершенно новому контексту. Но это настолько катастрофически бесполезно, что становится почти грустно. Если в оригинальном "Плетеном человеке" речь шла об англиканских переживаниях по поводу языческого прошлого Великобритании, то ужасное прошлое Америки — благодатная почва для аналогичной сюжетной структуры. Но нет, это все равно не спасло фильм.
Оригинал намного лучше.
Проблема с попыткой снять ремейк оккультного фильма 70-х заключается в том, что сейчас не 70-е. Просто есть что-то такое в 70-х и оккультных фильмах, что отлично сочетается.
То, что в оригинале выглядит жутко и странно, здесь просто глупо, а Николас Кейдж делает это еще более нелепым.