Кривые линии Бога (Los renglones torcidos de Dios), 2021
Людям с тяжелыми психическими расстройствами, такими как паранойя и шизофрения, нелегко воспринимать происходящее всерьез, поскольку весь их мир, по сути, управляется заблуждениями.
Фильм основан на романе Торкуато Луки де Тены «Los renglones torcidos de Dios» (1979 года).
Сюжет
Алиса Голд (ее играет Барбара Ленни) — богатый частный детектив, помещенный в психиатрическую клинику за попытки убийства своего мужа Гелиодоро (Давид Сельвас). Она настаивает на том, что на самом деле была «законно похищена» в рамках аферы Гелиодоро, который хочет добраться до её денег. Однако на самом деле Алиса была нанята доктором Раймундо Гарсией дель Ольмо для расследования смерти его сына Дамиана в больнице, которая была объявлена самоубийством.
В сопроводительном письме от врача, чтобы придать состоянию Алисы достоверный вид, говорится, что ее интеллект делает пациентку невероятно убедительной. И ни в коем случае не стоит ей верить.
Используя Алисию де Альменара в качестве псевдонима для прикрытия, в ходе расследования Алиса подвергается сексуальному нападению карлика (Луис Сакристан), труп которого вскоре находят. Во время выздоровления Алиса рассказывает директору больницы доктору Самуэлю Альвару (Эдуард Фернандес) о своей миссии. О которой, по её мнению, он должен быть осведомлен. Однако Альвар отрицает свою осведомленность, и Алису, к ее удивлению, зачисляют в разряд опасных пациентов.
Став жертвой собственного успеха, Алиса открывает правду, но никто ей не верит, кроме докторов Сесара Арельяно (Хавьер Бельтран) и Монтсеррат Кастель (Лорето Маулеон).
В результате возникает три противостояния:
- Алиса доказывает свою историю;
- Ареллано и Кастелл выступают против Альвара, чтобы помочь ей доказать это;
- Альвар доказывает, что Алиса — лгунья.
Хотя и этого уже достаточно, чтобы запутаться, другие пациенты больницы тоже требуют нашего внимания, и некоторые из них играют ценные роли в этом фильме.
Одним из первых с Алисой подружился Игнасио Уркиета (Пабло Дерки), сам признающий себя «ненормальным». Он страдает гидрофобией (боязнью воды).
Не обошлось и без своеобразного любовного треугольника с участием гигантского телохранителя карлика — Человека-слона (Франсиско Хавьер Пастор), девушки Нины (Альба Джубани) и братьев-близнецов Ромуло и Ремо (Самуэль Солер), которые защищают ее, считая своей сестрой.
Смысл фильма
Режиссер Ориол Паоло сохраняет действие романа в 1979 году и сводит все к битве умов двух очень волевых людей, твердо стоящих на своих позициях. Он использует уверенность Алисы, чтобы заставить нас поверить в ее историю, и в то же время полностью перекручивает ее, когда Альвар рассказывает свою собственную историю.
Пауло использует параллельные линии времени для создания дополнительных слоев таинственности, и конечно флэшбэки.
Тот факт, что сюжет может переключаться между двумя возможными исходами, захватывает, заставляя хотеть узнать больше о каждой истории.
Характеристика героев
- Алиса Голд. Частный детектив с диагнозом паранойя. Барбара Ленни приковывает наше внимание в каждом кадре. Накрашена она или растрепана из-за лечения, уверена в своем уме или потеряна в дымке. Это отличная игра, требующая полной физической и эмоциональной отдачи с ее стороны.
- Самуэль Альвар. Директор психиатрической клиники. Размышляет о несовершенстве Бога. Альвар считает, что Алиса убила своего мужа.
- Монтсеррат Кастель. Заместитель директора психиатрической клиники. Она заботится об интересах Алисы и конфликтует из-за этого с начальством.
- Сесар Арельяно. Руководитель клинической службы. Его беспокоит чрезмерное лечение пациентов.
- Игнасио Уркиета. Пациент психиатрической клиники. Носит с собой зажигалку. Лжет об убийстве, чтобы защитить Алису.
Реминисценции
Было бы слишком просто назвать этот фильм средиземноморским кузеном классического «Пролетая над гнездом кукушки» (который мог оказать влияние, учитывая дату написания книги) из-за общих тем. Вместо этого его можно сравнить с расследованием Агаты Кристи, если бы она принимала ЛСД, когда писала его, что свидетельствует о том, насколько ловко извилистый характер повествования позволяет ничего не выдать.
На мой взгляд фильм также похож на один из лучших фильмов Мартина Скорсезе «Остров проклятых«. Вот некоторые сходства, которые я нашла между ними: «Чтобы разгадать тайну и влиться в коллектив, двое следователей посещают психиатрическую лечебницу. Они «притворяются» душевнобольными. Оба главных героя ждут врача, который должен стать ключом к решению проблемы, но он не появляется, так как находится в командировке. Место действия отдаленное». Обе концовки оставляют тревожное ощущение неопределенности.
Заключение
Фильм остается неоднозначным до самого конца. «Кривые линии Бога» — это бурлящий поток мыслей, умело закручивающий все вокруг, пока зрители не запутаются также, как и герои, — в хорошем смысле, конечно.
Допустим, что главный врач больницы доктор Алвар (который, как мы видим, получил крупный чек от мужа Элис, а затем уволил человека, нашедшего его), муж Элис, который, как мы убедились, опустошил ее банковские счета и покинул дом, и фальшивый или не фальшивый доктор, которого знал ее муж (смерть сына которого она должна была расследовать и который отвез ее в больницу), — все они были замешаны в этой истории.
Это хорошо объясняет выражение ее лица, ее паранойю и нервозность из-за того, что ее только что наконец-то оправдали и поверили, а тут, этот доктор, друг ее мужа, снова пытается ее задержать.
Алиса расследовала смерть сына доктора Олмо, и мы видим сцены ее общения с доктором Олмо в виде флешбэков.
Когда она хочет уйти и говорит врачам правду, что проводит расследование по поручению доктора Ольмо, доктор Альвар приводит доктора Ольмо. Но это не тот человек, которого мы видели и с которым она разговаривала во флешбэках.
Доктор Донадио, которого мы не видим на протяжении всего фильма, рассказал доктору Альвару, что Алиса способна лгать, страдает паранойей и должна лечиться.
В конце концов, к ним приезжает доктор Донадио, и оказывается, что это тот самый человек, которого Алиса встретила и который представился ей доктором Ольмо.
Так неужели он часть аферы, притворился доктором Ольмо и использовал смерть сына как способ затащить ее в больницу, чтобы муж забрал ее деньги, а она осталась там торчать? ИЛИ — она действительно сошла с ума и в своих галлюцинациях использовала его лицо, чтобы представить себе встречу с доктором Олмо, и выдумала целую историю о том, что она расследует самоубийство сына?
В любом случае она шокирована и напугана в финале. Либо афера ее мужа настолько сложна и многослойна, что она оказалась глубже, чем она себе представляла, и теперь она действительно выглядит сумасшедшей. Либо… она сумасшедшая и просто столкнулась с реальностью, которая потрясла её.
Очень плохая экранизация и куча отличий по отношению к книге. В обоих случаях загадка, которую нужно разгадать, одна и та же: была ли Алиса Голд несправедливо госпитализирована или она действительно страдает от серьезного психологического расстройства. Но добираясь до разгадки этой тайны, книга и фильм кардинально расходятся.
С одной стороны, в книге происходит множество событий, и правда в конце концов выясняется благодаря Мари-Луизе. В экранизации же идёт судебное разбирательство, которое прерывает доктор Донадио и финал которого даже не дает понять, сошла ли Алиса с ума или нет.
Продолжая в том же духе, фильм практически не адаптирует ни одну сцену книги: меняет порядок, меняет смысл сцен, добавляет новые…