Довод (Tenet), 2020
Сочетание элементов фантастики, триллера и боевика, с захватывающими спецэффектами и философской идей соединились в картине «Довод» режиссера Кристофера Нолана.
Сюжет
Действие фильма начинается с атаки на украинский оперный театр и случайным обнаружением оперативником ЦРУ по прозвищу Протагонист неизвестных технологий.
Цепочка событий приводит его к русскому оружейному барону. Андрей Сатор, в исполнении британо-ирландского актера Кеннета Брана, неизлечимо болен раком. И вместе со своей смертью он намеревается устроить Третью Мировую Войну. А пока пользуются доступными ему возможностями поворачивать вспять время – инвертировать его, используя измененные пули.
Протагонист вместе с напарником Нилом (его играет британский актер Роберт Паттинсон) разрабатывают план, чтобы остановить мирового злодея и спасти людей от приближающей гибели. Не все получается гладко в такой серьезной и опасной работе.
Смысл фильма
Миры в мирах – особенность большинства картин Нолана. Нечто похожее зрители могли видеть в его других лентах «Интерстеллар», «Помни», «Начало«.
«Довод» тоже не стал исключением. Некоторые детали картины Нолан планировал еще задолго до съемок, а написание сценария заняло у него целых 6 лет.
С главным героем мы совершаем увлекательный путь из начала в конец и наоборот. Мы наблюдаем игры со временем, где переплетается прошлое и будущее. В «Доводе» нет беспечных путешествий — здесь все имеет цену и инверсированное время, где жизнь течет иначе, чем в привычном мире.
Герои задаются вопросом «Если вернуться в прошлое и убить своего деда, появлюсь ли я на свет?» и не находят ответа.
Руководствуясь принципом «после меня – хоть потоп», Андрей Сатор не осознавал, что уже запустил тот самый механизм, который сам же хотел уничтожить.
Характеристика героев
Американский актер Джон Дэвид Вашингтон в роли Протагониста с самого начала показывает свою внутреннюю несокрушимость. Пережив пытки, он пытается покончить жизнь самоубийством. Это событие и дает основания полагать, что только он может справиться с поставленной серьезной задачей. У него хватит воли и смелости.
Сатор не может смириться с тем, что он умирает. Охваченный чувством собственной значимости, он хочет увлечь за собой всех, даже родного сына. Он угрожает жене ремнем и бьет рабочих слитками золота, ведь только так он может показать свою силу и власть над ними.
Его телохранителя и по совместительству помощника в грязных делах играет русский актер Юрий Колокольников, которого зрители могли видеть в сериале «Игра Престолов». Он до последнего будет бороться за выполнение приказа своего босса.
Жена Андрея – Кэт (английская актриса Элизабет Дебики) тоже играет значимую роль в сюжете. Через нее герой начинает свою историю. Несчастная в браке, но сильная духом женщина, способная противостоять своему жестокому мужу и думающая всегда в первую очередь о сыне.
Помощник и напарник Протагониста – специалист по физике Нил, полон загадок и иногда заставляет сомневаться в честности своих мотивов. В самом конце он открывается главному герою, полностью переворачивая его сознание.
Палиндром
Герои сталкиваются с самими собой на протяжении всего сюжета. Первый раз зрители не могут понять, как это может быть связано. К концу фильма все встает на свои места и логично объясняется. Их поступки показывают готовность пойти на все, чтобы добиться цели. Позже они видят этому подтверждение.
Протагонист дерется с собой в Хранилище. Кэт видит себя, прыгающей с яхты мужа. Сатор целенаправленно управляет своими действиями, чтобы получить желаемое.
«Довод» так же пропитан аллюзиями. Само название «Tenet» (от латинского «держать, сохранять») является палиндромом. Как и другие названия, звучащие в фильме:
- OPERA – театр оперы, где начинается история;
- APERO – художник-фальсификатор, создававший картины Гойи;
- ROTAS – охранная организация, которую нанимает Сатор;
- SATOR – нетипичная фамилия для русского человека, тоже является частью палиндрома.
Заключение
Фильм длится два с половиной часа — за это время зрители могут заскучать несколько раз. Первый час и вовсе может разочаровать отсылками к политической подоплеке и стереотипными изображениями русских бандитов, мечтающих захватить мир.
Но уже с середины фильма, происходящее приковывает к экрану, где замерзают взорванные машины, двигаются вперед спиной люди, а пули, минуту назад пробив стекло, возвращаются обратно в пистолет. Фильм получил заслуженный Оскар за визуальную составляющую.
В конце мы с Протагонистом осознаем весь пройденный путь, который оказывается лишь началом к чему-то большему – к завязке всей истории.
В "Доводе" эмоциональная линия связана со второстепенным персонажем, у главного героя даже нет имени, а механика путешествий во времени и последовательность событий настолько невероятно запутанны, что даже если бы вы захотели следить за ними, это было бы слишком сложно для восприятия. И вы все равно не смогли бы по-настоящему в них вникнуть.
Я не мог отделаться от ощущения, что фильм не подчиняется своим собственным правилам, что кажется абсурдным, учитывая, сколько подготовки требует каждая экшн-сцена.
Это неплохой боевик, но сравнение с фильмом "Начало" неизбежно, и это не идет ему на пользу. Там были сны и окно в психику, а здесь научно-фантастический элемент просто тянет за собой сюжет, чтобы герои могли добраться до следующей экшн-сцены.
Самая реальная часть фильма когда звучит фраза: "Не пытайтесь понять это, вы не поймете".
Даже Нолан не имеет представления о том, что он снял!
У меня сложилось впечатление, что в "Тенет" Нолан пытается повторить то, что он сделал в фильме "Начало", — исследовать парадокс. Только вместо того, чтобы играть с чем-то абстрактным, вроде снов, он играет с временным парадоксом.
Здесь режиссер не только обманывает зрителя, но и обманывает самого себя. В начале фильма говорится о том, что мы должны не понять, а почувствовать, что визуальные образы заставят нас удивиться. Но в итоге в сценарии он переиначивает сказанное, стремясь создать очень выразительные диалоги.
Идея с перемоткой времени довольно интересна и хорошо проработана, но не впечатляет…